стр 1 2 3 назад в "сезон 2004 г"

"Алтайская кругосветка 2004"

июль - август 2004г.

 

15 июля, день, на который назначен старт похода, стремительно приближался. Времени на подготовку "Ласточки" (мотоцикла Иж-Планета 5-01) оставалось все меньше. В тоже время дни ползли страшно медленно: быстрее, быстрее хочется уехать, окунуться в новые и интересные места, испить ветер дорог… "Пробил час, долгожданный серебряный час: мы ушли по весенней высокой воде, обещанием помнить и ждать заручась". Утром перед отъездом опять пошел дождь. Говорят, уезжать в дождь хорошая примета, но меня это радует мало - водяное охлаждение водителя не очень приятно. Но, "старт он взят и нет пути назад…".

Первые километры проезжаю еще волнуясь, но "вот исчезла дрожь в руках", "Ласточка" бежит ровно и спокойно. Вперед! "Мой финиш горизонт, а лента - край земли…" Дождь то стихает, то начинается с новой силой. Около Лодейного Поля мы обогнали тучу, и ехать стало гораздо приятнее. Но не тут-то было. В Подпорожье "Ласточка" заупрямилась: не хочу в Архангельск, да еще и под дождем, а точнее вышел из строя коммутатор (самое обидное, что запасной!). Его толи дождем залило, толи запчасти такие делают, но искры нет и надо что-то делать. Как говорится "не имей сто рублей, а имей сто друзей" - в Подпорожье живет Катя (подруга из общаги) и вопрос ночевки и ремонта был решен. Коммутатор был временно заменен восходовским, что позволило доехать до вокзала и встретить посылку из Москвы (а только там можно найти оригинальный). В Подпорожье на реке Свирь уникальное сооружение - шлюзы. Два дня мы ходили с Катей смотреть, как шлюзуются корабли. Тут и огромные теплоходы с туристами ("наших" от иностранцев мы отличали сразу же) и сухогрузы, груженные лесом, и маленькие катера и лодки. Сооружение действительно уникальное, потому что удерживают огромную массу воды всего одни ворота, на которые дежурные вешают цепочку (Закрыто!). От города, расположенного на горе, к шлюзам ведет старая лестница. Похоже, что здесь в 19 или даже 18 веке была чья-то усадьба, от которой сохранилась только лестница, да и на той многих ступенек давно не хватает. Да и вообще, в городе чувствуется запустение. Когда-то жизнь здесь кипела, а сейчас медленно течет.

Из-за большой задержки в самом начале похода пришлось немного сократить маршрут (опять не удается попасть в Архангельск!) и двигаться через Вологду на Великий Устюг. Оставалось совсем мало времени до байк-слета в Ирбите (мотоциклетная столица России), а приехать на него я обещала друзьям, да и самой очень хотелось. Но нет худа без добра: ремонтируясь в Подпорожье переждала непогоду. Теперь хоть под колесами размякшая грунтовка, но сверху не льет. До Вытегры дорога идет вдоль Онежского озера (его с дороги не видно, но любой отворот ведет к самому берегу). Вдоль дороги то болото, то сухой бор. Довольно редко попадаются деревни, да и те в стороне. После указателя "Верхнее Понизовье" долго искала "Нижнее Верховье" (не нашла). Но и тут мне не повезло (високосный год!): на полной скорости, а хоть дорога и ужасно разбита, но местами разгонялась до 80 км/ч, сбила зайца. Вологодские (да и другие) зайцы не соблюдают правила дорожного движения и перебегают дорогу. Если раньше успевала затормозить и увернуться, то на этот раз тормозила уже штанами и шлемом. Упала довольно удачно: только ветровой щиток разбился, да сама немного "испачкалась" (по мокрой грунтовке!). Не беда. Встаю, заклеиваю изолентой щиток и зеркало, и еду дальше.

Вытегру проехала без остановок - кроме шлюзов, ничего интересного не нашла, а на шлюзующиеся корабли насмотрелась в Подпорожье. Зато мимо Ферапонтово ни как не могла проехать. Ферапонтово - это старинное село в Вологодской области основанное около 1398 года. Восстановленный и отреставрированный белокаменный монастырь на высоком берегу озера - здорово! Несмотря на приезжающих туристов, вокруг непривычная тишина. В центральном соборе Рождества Богородицы сохранились росписи Дионисия и его сыновей. Смотря на постройки 15-16 веков, каждый раз поражаюсь: построили же люди….

Подъезжая к Вологде, догнала питерские тучи, и опять зарядил дождь. Где-то здесь 3 года назад я ночевала в ромашковом поле, где ромашки были почти в рост человека. Вологду прошла по объездной, не заезжая в город. Хотя там много интересного (крепость, монастырь…) - тороплюсь на восток, а в Вологде уже пару раз была. Итак, путь лежит в сторону вотчины Деда Мороза - Великий Устюг. На каждом указателе, на каждой автобусной остановке в Вологодской области Дед Мороз. "Посетите родину Деда Мороза!", "Вологодская область вотчина Деда Мороза!" и т.д. А как вам надпись: "Чтобы ездить по дороге нужно заплатить налоги!". Уже вечер и надо искать место для ночевки. Но не тут то было: после сильных дождей все своротки в лес размыты и вместо дороги превратились в грязевую кашу. Совсем стемнело, а своротка так и не найдена, дождь не прекращается… в общем заехала в автобусную остановку, на скамейке (оказавшейся на удивление широкой) расстелила спальник и легла спать. Машин здесь мало и я замечательно выспалась.

Ближе у В. Устюгу начались Северные Увалы: лесистые холмы, между которыми текут речки. Некоторые речки очень напоминают горные - чистая, холодная вода, дно с отполированными камнями, обрывистые каменистые берега. Не доезжая Устюга, свернула в деревню Морозовка. Здесь, на месте сливания рек Сухоны и Юг, стоит Прилукский монастырь, где жили, по преданию, братья Водолей и Мороз. Потом Водолей переехал на другую сторону Сухоны и основал В. Устюг, а Мороз пошел скитаться по свету. Через много лет Мороз состарился и вернулся домой (в Морозовку), а брат Водолей живет процветая: В. Устюг очень богатый купеческий город. И тогда Водолей говорит брату: "Забудь все обиды и переезжай ко мне". Деду Морозу построили большой дом в нескольких километрах от Устюга, где он и поселился. Мне показалось, что церквей в Устюге больше чем жителей. Над городом купола, купола, купола… Народными промыслами здесь до сих пор занимаются. На заводе валяной обуви надпись: "Чтоб здоровье сохранить надо валенки носить!".

100 км не крюк для "бешенного байкера" и я отвернула в сторону села Черевково, где живут соседки с общаги. Последние 30 км дались с трудом: размытая, скользкая грунтовка (в гору еле ползу, т.к. колеса скользят, а с горы - только бы не разогнаться), все машины обдают фонтаном грязи… Черевково - на вид обычное село, каких тысячи в России. Они мелькают и редко запоминаются даже названия. Однако оказалось, что этому селу более 300 лет. Сохранилось много построек 19 века - дома, склады, бани. Построенный где-то в 17 веке собор разрушен и заброшен. К пролому в стене ведет еле заметная тропинка через заросли крапивы и репейника. Огромное пространства внутри храма обжили голуби - их тут сотни. На стенах остатки фресок, которые в советские времена усиленно сбивали. Говорят, где-то здесь, внутри алтаря, под плитами был закопан клад - сейчас все плиты перевернуты и разбиты. Около собора раньше находилось старое кладбище. В 30-х годах его сровняли с землей. На части построили склады (до сих пор, старые люди приносят к складам зерно, хлеб и др. - тут захоронены их деды…). На другой стороне кладбища построили школу (на могилах!). Школьники, сажая цветы около школы, постоянно находили кости и черепа…. Советские "рационализаторы" могильными плитами отсыпали дорогу к озеру!.. Многое можно простить, но не такое осквернение могил отцов. Хоть мы, поколение конца 20 века, не виноваты в этом, становится стыдно и больно.

Обратный путь по той же грунтовке дался легче. На Котлас через Северную Двину недавно построили мост (в 2001 году здесь был паром). На моей карте от Котласа на Сыктывкар нарисована довольно абстрактная дорога - абстрактная она оказалась и наяву. Доехала до развилки и спрашиваю у местных жителей, куда ехать. "Да хоть налево, хоть направо" - отвечают они. Так и не выяснив, поехала по той, которая показалась (!) главной. И тут началось…. Дорогу начали строить (песком отсыпали) и забросили. Песок не утрамбованный, не укатанный, размытый… Пару раз закопалась по багажник, но проползла. "Из худших выбирались передряг…". Все больше и больше болот, комаров и надоедливого гнуса. С другой стороны (от Сыктывкара) дорогу начали опять строить. Дорожные рабочие остановили и с удивлением и радостью: "Мы тут первого человека видим. Как там проехал?".

Выехав на трассу Сыктывкар - Киров поняла, что самые плохие дороги еще не пройдены. Оказалось, что в Кировской области дороги это понятие относительное. Когда-то они там были, а теперь осталось направление движения (причем практически везде!). Такого, чтоб ехать по асфальту, а точнее там, где он когда-то был, на первой и второй передаче, разбить, за какие-то 500 км, все амортизаторы - такого еще не было. И вот наконец-то начинается Урал, подъемы и спуски, березовые рощи…. Ну вот и Екатеринбург. Утром с Васей ("главный байкер" Екатеринбурга) выдвинулись в Ирбит на 7 байк-слет. 200 км пролетели незаметно и вот мы уже на поляне. Народу еще мало и спокойно выбираю место для палатки. Около каждого лагеря на дереве табличка: "Тюмень", "Уфа"…. Пришлось и мне повесить: "Питер". Очень приятно приезжать на сибирские слеты - здесь все друг другу братья. Не важно, откуда ты, на чем и как приехал - ты здесь и мы вместе! К вечеру народу собралось столько, что к одному колышку привязывались 2-3 палатки и пройти, не задев их, невозможно. Старые друзья, новые знакомые - все вместе у одного костра. Подходит как-то парень (потом он признался, что он Змей из Самары) и на весь наш лагерь (в том числе и мне!) говорит: "Вы представляете, тут какой-то сумасшедший на Иже из Питера приехал!". Ему показали этого "сумасшедшего" и он быстро ушел. На второй день начались конкурсы. Тут главное не победа, а участие. Кто больше человек на мотоцикле с коляской увезет (в этот раз побили прошлогодний рекорд - 20 человек!), перетягивание каната, самый громкий звук, кто дольше двигатель Урала на руках продержит (а он 68 кг весит!), ну и конечно, "сосиска" (попробуйте на ходу сосиску откусить!). Самый дальнобой достался мне (4000 км).

 

читать дальше