стр. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 обратно в "сезон 2006"

За два моря к океану или "космический поход"

Поход в среднюю Азию. Июнь - август 2006 года

 

Как-то резко начинает темнеть и поднимается ветер. Даже не то, что поднимается, ибо он дует здесь практически всегда, скорее усиливается, поднимая все больше и больше песчаных столбиков. Еще не очень понимаю, чем мне все это грозит, но закрадывается недоброе подозрение… Читала про песчаные бури (кстати, говорили мне, что они тут частенько бывают), но одно дело прочитать, другое - побывать… Спрятаться и переждать негде, ехать - естественно не возможно. Налетает она с дикой скоростью - успеваю только Вжика положить (все равно не устоит) как началось! Темнота, песок, гул и свист сильнейшего ветра… а вверх посмотришь - светло и солнце. Дышать можно, но тяжело. С каждым вздохом песку во рту все прибавляется. Поднятый неведомой силой, он с бешенной скорость проносится мимо, забивается во все щели. Глаза, рот, уши - везде песок.

Закончилась буря так же резко, как началась. Какая-то странная и страшная тишина. Как будто оказываешься в другом измерении, где нет звуков. Не просто нет, а вообще нет! Почему-то очень громко стало биться сердце, скрип песка на зубах слышен не на один километр… Осматриваюсь. Все вроде так же, и в тоже время по-другому. Стерты все следы, все ошибки - остался только чистый ровный лист. Скоро, очень скоро на нем распишутся ящерицы, змеи, птички, появятся ажурные узоры следов паучков и скорпионов, напетляют зайцы, вслед за ними лисы и волки. Тонкой ниточкой останется и мой след…

Постепенно песок под колесами начинает твердеть и плавно переходит в засохшую, до камня, глину. Ехать гораздо легче, хотя колеи дороги видны хуже. Выливаю в бак запас горючки. Бензина больше нет… На спидометре уже больше 400 км, а сколько еще ехать по этому бескрайнему морю песка неизвестно… Уже по темноте ставлю палатку. Страшно хочется пить, а воды мало. Не совсем правильно я рассчитала расход ее, а точнее не учла, что так много воды "съест" Вжик. Но я-то могу потерпеть, а вот без капельницы, т.е. "внешне водяного" охлаждения движка ехать неспокойно. Перегреется, клинанет - пешком я отсюда не выйду... Ну да ладно "из худших выбирались передряг...", на сегодня воды и бензина хватит, а вот завтра все закончится… и вода и бензин… но назад поворачивать поздно и путь теперь только вперед! Изучаю внимательно карты. Из нарисованных колодцев мне встретилось всего два, причем один засыпан, а второй - с тухлой водой. Даже если б она была и нормальной, достать живительную влагу получилось бы вряд ли, ибо глубина его метров 30 (10-ти этажный дом!). Но зато, судя по появившейся глине, я где-то, совсем рядом, с чинком, а значит и газопроводом и возможными людьми. А это не может не радовать!

Подъем с рассветом, быстрые сборы и в путь. Надо по максимуму использовать прохладные утренние часы. Впереди, на востоке висит фиолетово-черная низкая туча. По началу не обращала на нее внимание, и даже, наверное, обрадовалась: "туча - значит там вода, и воды много, а значит - Арал". Да и как можно не радоваться дождю, ведь он принесет долгожданную прохладу и свежесть. Но не тут-то было… Все ближе и ближе подкрадывается чернота… Вот и первые капли… да не просто капли, а горячие капли! Горячий дождь в пустыне Устюрта… А ведь зимой смеялись, что если я приеду в пустыню, то и там дождь пойдет… пошел 9. "Сауна" сменилась на "баню", горячий "душ" сверху, испарения от раскаленной земли и… размокающая глина под колесами. Пересекаю линию газопровода. Ура! Теперь уж не собьюсь с курса и скоро должны быть люди, а вместе с ними и бензин и вода. Дорогу размывает на глазах, колеса поскальзываются, управляемости ноль. То и дело Вжик падает в колею, а колеи здесь добротные - по полметра. Вспоминается подпись к картам о состоянии грунтов: "…в сухое время оказывает демаскирующее действие, столб пыли виден на … км, в дождливое время дорога для автотранспорта не проходима…". Вот уж точно "не понос, так золотуха"! Гроза усиливается, а вместе с ней и дождь набирает обороты. В надежде, что молния выберет не меня в качестве мишени, доезжаю до поселка. Комсомольск-на-Устюрте, местные его называют Кэйсем, единственный поселок на берегу Арала. Когда-то он был довольно большой, сейчас местных практически не осталось, но тут крепко обосновались связисты и газовики. Непогода и на улице никого. Но двери практически во все дома открыты. Захожу к вахтовикам - немая сцена переходит в редкие ухмылки: "Откуда ты здесь?". А что, неужели к вам редко заглядывают мототуристы? :. От предложенного чая я, естественно, не отказалась, а заодно и расспрашиваю про дорогу дальше и способ "добыть" здесь бензин. С бензином оказалось очень плохо - его просто нет! Вот нет и все. Все служебные машины ездят либо на соляре, либо - газовом конденсате (побочный продукт при добывании газа). Да… бак у меня практически пустой, но и лить в Хонду, которая меньше АИ 92 ничего пробовала, конденсат страшно… А что делать? Заливаю… ух ты, Вжик завелся и даже не чихнул! Хотя этот суррогат пришелся ему явно не по вкусу, Вжик согласился потерпеть. Разведданные по поводу дороги тоже не очень утешительные. На берег Арала сейчас не проехать. До восточного чинка Устюрта, добраться в принципе можно (по раскисшей глине), но "лучше туда не соваться"; про возможность проезда дальше на Кунград мнения разделились: Одна дорога (более цивилизованная) идет через Жаслык, но она длиннее, вторая же (короче и интереснее) - вдоль газопровода, но одни говорят нет воды проедешь, другие - есть вода не проедешь. Дело в том, что когда газопровод построили и вдоль него все рабочие и ездили. А теперь одну впадину затапливают и делают озеро (небось рыбу разводить решили :). Так вот одни - есть вода, другие - нет. Но, в конце концов, "раскололись" про какой-то якобы существующий объезд этого "водохранилища". "Ну а вы-то как ездите к тем месторождениям?" - спрашиваю. "Мы-то через Кунград". Странно, по прямой - 30-40 км, в объезд - 400! И все ездят в объезд!

Проползаю, реально проползаю по раскисшей глине и колеям 15 км и вот он, восточный чинк Устюрта! Стена горячего дождя прячет и без того недоступный Арал, плато обрывается в туман разноцветными скалами. Подсвеченные молниями они кажутся еще более причудливыми и неестественными. Абсолютно неземной вид! Ради того, чтоб постоять в грозу на краю пропасти и послушать стук сердца при очередном порыве ветра, разбивающегося о красно-оранжево-бежевые скалы, глотнуть этого пересоленного воздуха… стоило терпеть жажду, падать и снова вставать… Но какой-то подкожный страх гонит назад, подальше от этой туманной бездны. Страх от бессилия перед стихией, которой был брошен вызов наглым вторжением в ее вековой покой, от того, что я лишь маленький муравей, вырвавшийся, сбежавший из родного муравейника и теперь все, что было позади, все захлебнулось в тумане пропасти.

Сворачиваю на показанную вахтовиками дорожку. Вжик держится молодцом, не смотря на все мои издевательства над ним. Гремит, скрипит, но едет. Все-таки эндуро и на Устюрте эндуро :. Снова начинаю плутать по колеям. На горизонте видны буровые - именно к ним и надо попасть: да ну эту паутину дорожек - еду напрямик. Небольшие песчаные бугры, заросшие низкими, обгоревшими на солнце, желто-зелеными кустиками, иногда заболоченные, поросшие камышами полянки. Туча осталась позади, и палящее солнце вмиг высушивает глину, облепившую мотоцикл. Проезжаю останки небольшого корабля. Да, именно настоящего корабля-рыбака. Вот вам и "подводная лодка в степях Казахстана"… "И просоленное загнивает..." - время, соль, солнце и ветер хорошо постарались - остов практически сгнил, однако над песком еще возвышается часть палубы и капитанская рубка. Да, когда-то здесь плескалось и шумело море, ходили корабли… теперь же - песок, песок, песок… море ушло на 180 км, обнажив дно, как бы немного приоткрыв свою тайну. Но человек не умеет ценить подарки. Открываются месторождения газа, как грибы после дождя, растут все новые и новые буровые. Работа кипит, то и дело между буровыми шныряют УАЗики. Ловлю одного, по виду, явно какого-то начальника, спрашиваю дорогу. Говорят: "Езжай за нами, покажем". Ловко ориентируясь в клубке дорог, дорожек и направлений и подпрыгивая на колдобинах ("наверное, поэтому, хотя нельзя точно сказать что поэтому, его и назвали…" Козликом :) УАЗик выводит меня на перекресток. "Ну вот, налево поедешь, вон к той буровой, у нее направо и … через 120 км доедешь до воды; направо, мимо тех двух буровых - на Муйнак, т.е. в цивилизацию. Так что решай сам, но учти, если поедешь на берег, то случись чего, пешком ты оттуда не выйдешь… Ты должен быть слишком уверен в себе и технике… да, и еще очень много волков (они даже к нам сюда заглядывают)… так что решай. Мы тебя предупредили…". Благодарю, УАЗик уезжает, а я сижу на перекрестке в тени мотоцикла и думаю. Вот уж действительно "кто направо пойдет - ничего не найдет, кто налево пойдет - никуда не придет…". Но какой бы азарт и желание искупаться в исчезающем море, не был, трезвый разум, который так и не расплавился по этой страшной жаре, взял верх. Бензина нет, газовый конденсат на исходе. Конечно, конденсат можно у газовиков еще найти, но как к этому отнесется Вжик? Навигации никакой: на моих картах здесь еще море, солнце в зените, и до вечера прохлады не будет, сзади догоняет гроза, никаких средств защиты от волков, кроме топора и перочинного ножика нет (а рассказывают случаи, когда волки съедали всю семью, не вовремя вышедшую из машины)… и в добавок, не известно, можно ли подойти к самой воде, ибо с краю может быть большой заболоченный солончак. В общем, взвесив все за и против поворачиваю на Муйнак, так и не попробовав аральской пересоленной воды. "Обидно мне, досадно мне, но ладно…". В конце концов, с каждого похода привозятся "долги", а значит, будет повод еще приехать в эти края. Наверное, если б не предупредили, я бы и поехала, ведь на Устюрте волков не меньше, и езда не легче, но… видимо страх опять заблудиться и остаться там навсегда пересилил. Еще 30 км по изрытой, искалеченной земле и вот он, асфальт! Битый, в ямах, но асфальт!

Ну вот и первая узбекская деревушка. Повсюду, в пыли копошатся дети, кстати, на удивление хорошо одетые. Все постройки из тростника или с добавлением тростника: крыши домов, навесы (кстати, занимающие добрую часть двора), заборы и даже детские игрушки. Но сильнее всего режет глаз зелень. Настоящие, развесистые деревья, после желтых, выгоревших колючек, ярко зеленые заросли тростника и вода! Целые каналы воды! Мутной, илистой, но пресной воды! Долгожданным оазисом в пустыне раскинулась дельта Амударьи. На западе - суровое плато Устюрт, на востоке - злые пески Кузылкумы, а здесь - тишина, благодатная почва, деревья и вода.

 

читать дальше