стр 1 2 3 4 5 6 сезон 2010 г

"Большой БАМ"

Поход вдоль Байкало-Амурской Магистрали

июль - август 2010г.

 

Верхнезейск. Не по БАМовски многолюдно - но вся эта суета из-за пришедшего поезда. Все машины отъехали от вокзала, все путейцы разбрелись по домам - и вновь накрыло тишиной и полнейшим безлюдием.

На первый взгляд небольшая туча, но разразилась таким ливнем, что и не каждой большой туче по силам. Огромные капли затарабанили по шлему, призывая как можно быстрее одеть дождевики. Влив на нас все, что в ней было и еще немножко, тучка убежала в сторону моря за новой партией воды. Но ей на смену надвигалась другая, с не меньшим желанием вымочить нас до нитки. Но их желания несколько не соотносились с нашими, посему было принято решение оккупировать какой-нибудь тепляк, пока еще большинство вещей сохраняет сухость.

Но вот ноги сохранить сухими не удалось - дрова росли в болоте, а болото, по неведомой мне причине, оказалось мокрым. Забегая несколько вперед, скажу, что с этого момента и до самого Хабаровска, мотоботы высохнуть так и не успели, поэтому их сразу и навсегда исключили из списка сухих вещей, и даже из списка тех вещей, которые желательно сохранить сухими. Это не значит, что мы даже не пытались уменьшить количество жидкости в них, но вне наши вечерние старания по их сушке утром сводились на нет. Но об этом чуть позже.

Утро солнышком не порадовало - все небо затянуто серой гадостью, из которой с разной силой моросит какая-то дрянь. Понятно, что это надолго.

Дорога несколько ухудшилась, но вполне терпима. Едем и тихонько посмеиваемся над местными, которые пугали нас какой-то страшно-непроезжей дорогой.

Мост через Уркан давно сгорел, но вода низкая. Можно и в брод взять, однако сушинец (мелкая сыпучая галька) на дне особого доверия не внушает. Ну а хороший заезд на железку, накатанный явно тяжелой техникой, однозначно склонил нас к железнодорожному варианту. Но вот съехав вниз уже на другой стороне реки слегка блуданули и поехали не туда. Хорошо, есть в голове какой-то автопилот, который вовремя замечает "не туда" и разворачивает на правильный курс.

Разъезд Ижак. Как и все разъезды, ухоженный по-домашнему: там беседка, здесь клумба и т.д.

Заходим к дежурной, ненавязчиво напрашиваемся на чай, а, заодно, расспрашиваем путейцев о дороге. Они все как один: "там такая дорога… не дорога, а направление…".

- Ерунда, нам говорили, что и тут дорога не проезжая…

- Нет, досюда была хорошая дорога, а вот дальше начнется…

- А что начнется?

- Увидите… лужи…

Допили чай и ринулись навстречу неведомым "лужам". И, надо сказать, они не заставили себя ждать или искать - начались практически сразу за разъездом. "Лужи" здесь (да и по всей восточной части БАМа) бывают 4-х типов: мелкие, средние, глубокие и очень глубокие. Глубина "луж" измеряется в частях Урала (тот, который 3-х мостовый). Лужа считается мелкой, если у Урала скрывается всего лишь ступица, средней - колесо, глубокой - капот, ну а в очень глубоких лужах у Урала скрывается… крыша… таких, очень глубоких луж мало, но на участках, где они присутствуют, Уралы уже не ходят. На остальных участках не ходит никто, кроме Уралов. Кроме глубины, лужи еще характеризуются длиной. Но тут четкой классификации нет, ибо бывают длинные и мелкие, а бывают 2 метра длиной и 1,5 глубиной. На взгляд определить примерную глубину "лужи" не представляется возможным, но если посреди ее (т.е лужи) стоит палка или еще какой-то предмет, явно не "лужного" происхождения - туда ехать точно не надо. "Лужи", как правило, имеют твердую колею, и вязкий или очень вязкий бортик. Между колей бортик есть далеко не всегда, и имеет привычку неожиданно заканчиваться. Ширина же бортика с краю лужи так же не предсказуема и определяется только методом ощупывания и нащупывания его ногами. Глубина же самой колеи характеризует тип лужи. Очень глубокие лужи мы не проверяли за не имением акваланга, так что сказать, что и как там на дне не могу. Расстояние между "лужами" бывает разным - от 1 метра до 10-15 метров. Встречаются и сухие участки, где луж нет на протяжении 100 м.

Итак, полные решимости, мы двинулись в сторону Огрона. Надо сказать, что пока мы не разобрались во всех тонкостях устройства "луж", совершили много ошибок. Вначале я, завязнув в тине и полностью потеряв ход, искупалась в мутной, но довольно теплой водичке, т.к. найти ногами землю не удалось. Вместе со мной водные процедуры принял и фотоаппарат, который явно не был готов к такому повороту событий. Но, вероятно от испуга, он не понял, что ему больше работать не надо, и замолчал, сказав только "поменяйте батарейки". Потом Макс "утонул", залив движок Джебела. Вынимать его пришлось на веревке, как в прочем и заводить, т.к. аккумулятор устроил забастовку, наотрез отказавшись крутить стартер. Кроме того, у него (аккумулятора) полностью пропал аппетит и брать заряд от генератора он тоже отказался, посему взбодрение Джебела осуществлялось исключительно методом прикуривания. Так мы и передвигались, когда Джебел глох, а глох он в самых не подходящих для этого местах, мне приходилось подъезжать рядом, делиться электричеством, выпихивать на берег Макса, ну а потом мы общими усилиями вызволяли ВР-а из того, куда он заехал.

Но на этом наши развлечения не то, что закончились, оказывается, они только начинались. На вид абсолютно не страшная лужа решила, что степень моей мокрости явно недостаточна и надо это исправить. Тина на бортике захватывает в плен колеса и лужа принимает меня в мокрые объятия. На этот раз я искупалась с головой, ибо "лужа" относилась к классу глубоких. Местоположения мота выдавал только кончик ручки руля, поплавком торчащий над мутно-глиняной водой. Ныряю еще раз, и, собравшись с духом, извлекаю утопленника. Точнее приподнимаю его над водой, но до конца поднять не получается. Макс тем временем заглох метров в 30 позади и ждет, когда я к нему подъеду. Не дождавшись, он медленно двинулся в мою сторону. Меня он прекрасно видел, точнее не меня, а мою голову, и думал, что я просто его жду. Я действительно просто его ждала.

Вернув моту вертикальное положение и поняв, что извлечь колеса из тинного плена вручную сложно я нажала волшебную кнопочку-заводилку, не подумав о последствиях. Вр-ка издала последний вздох утопленника и замолчала. Перспектива, открывающаяся нам, была просто восхитительной: Джебел с напрочь умершим аккумулятором, утопленный ВР и ни одного кик-стартера. День предстоял быть очень насыщенным на оживление мототехники, но!.. в этот момент показался Камаз… Он приближался очень медленно, пошатываясь, порой от него над дорогой виднелась только часть крыши, но это был не мираж, а вполне настоящий Камаз, который шел в нашу сторону. Что он тут делает мы узнали немного погодя, но само появление этой чудо-машины безмерно радовало. Оказалось, что это "коммерсанты", которые возят раз в 2 недели в Верхнезейск товары, они должны были уже вчера быть дома, но, застряв в очередной "глубокой" луже и просидев там сутки, немного задержались. Дабы вызволить свою машину из лужных объятий, они остановили паровоз, дали машинисту записку с телефоном, он, дойдя до Огрона, позвонил и на помощь вышел другой монстр местных дорог - Урал. Сейчас они двигались домой, и беспокоились только за уровень воды в Уркане, поскольку дождь не прекращался. "Мы тоже по высокой воде ее по железке переходим, но страшно - не разбортироваться бы на путях… одно колесо прямо по костылям идет…" - говорили они, помогая вытянуть ВР-а на сушу. Надо сказать, что их никто не просил о помощи - это как само собой разумеющееся.

Вылили воду из воздушного фильтра, покатали на передаче вперед-назад, дабы удалить малогорючую водяную жидкость из цилиндра. Надо бы свечку поменять, но вот где она находится сказать не просто. Мот новый, инжекторный, но настолько "плотно упакован", что чтобы добраться до свечи надо половину его разобрать. А разбирать, естественно, ничего не хотелось, и мы попробовали прикурить так. Оно сработало! Минут через 10 Вр-ка заурчала, почихивая, откашливаясь и отплевываясь от остатков воды. От большого камазовского аккумулятора так же взбодрили Джебела и Максу категорически было запрещено его глушить. Камаз-спаситель вразвалочку пошагал на Верхнезейск, ну а мы занялись заменой масла, а точнее эмульсии в моторе и обдумыванием дальнейшей стратегии передвижения во времени и, главное, в пространстве.

Ковыряться и тонуть в бесконечных лужах надоело, посему, найдя удобный въезд на железку, решили попробовать ехать по шпалам. Все, кто сдавал на права в ГАИ, наверное, помнят, как ехать по "доске". Так вот, дорожка, по которой предстояло ехать - это край шпал. Ширина "проезжей части", отведенной для нашего движения - 20-30 см, с одной стороны "проезжую часть" ограждает скользкий рельс, с другой - крутой и высокий склон насыпи, с острыми и крупными камнями. Насыпь спускается в марь (по-нашему болото) или в заболоченную тайгу. Зацепить рельс или свалиться вниз с насыпи означает устроить еще одно развлечение с потерей лишних и не очень лишних кг живого веса и большого количества нервных клеток. Хоть поезда тут днем ходят редко, но все же их никто не выключал и они точно уступать дорогу нам не будут. Как известно, на дороге прав тот, у кого машина больше, но тут мы уступали всем поездам, локомотивам и прочим железнодорожным машинам по всем статьям и безапелляционно. Мало того, они даже тормозить из-за нас не будут, чтобы дать возможность нам убраться с их пути. Кроме ширины нашего "проспекта", неудобство для передвижения оказывает его покрытие, т.е. шпалы. На скорости до 40 км/ч сильно трясет и "забиваются" руки. Разогнавшись же до 50 км/ч можно ехать довольно комфортно, ибо подвеска отрабатывает "стиральную доску шпал", и мотоцикл устойчиво держит курс. Но останавливаться все же приходится и довольно часто. В основном, чтобы "послушать поезда". Но если на прямиках их хорошо и далеко слышно и видно, то на кривых (по-нашему поворотах) их не видно и не слышно. Даже громыхающий всеми своими вагонами товарняк из-за кривой (поворота) появляется неожиданно, и хорошо, если он идет "в лоб", а не "в спину". Фары они не зажигают и в мотоциклетные зеркала (а тем более мокрые и запотевшие) их попросту не видно. Постоянно надо отслеживать "схему", т.е. светофоры, чтобы понимать, с какой стороны ожидать паровоз.

Итак, выехав на железку, первым делом ищу глазами светофор, но его нет в зоне видимости. Заглушили моторы, прислушались - тишина, а значит можно ехать. Вдалеке виднелся поворот и я тороплюсь завернуть, чтобы понять "схему" и определиться с какой стороны ждать опасности. Заворачивая за угол, вижу непреклонно надвигающийся поезд. Он еще далеко, и только разгоняется с разъезда, но неминуемость встречи с ним уже очевидна. Прижимаюсь к "пикету" (это столбики, отсчитывающие каждые 100 м), нервно сигналю Максу, который еще за поворотом. Как оказалось, Макс отстал метров на 500 и все мои попытки его предупредить были тщетны. Вот тут бы очень пригодилась рация, но ее, к сожалению, не было. Надрывный писк ВР-кого сигнала растворялся в шуме дождя, а паровоз неуклонно надвигался всей своей громадой. Завидев меня, он посигналил, и я, обрадовалась: "Макс точно услышит и свернет", но, как оказалось, Макс ничего не слышал, и продолжал прыгать по шпалам и тихонько (или не очень) материться на такой автобан (или автоБАМ). Товарняк грохотал мимо меня, а я, тогда еще наивно полагая, что "не будет же он человека давить! Остановится…" радовалась, что он даже и не думает тормозить. Но вот хвост скрылся за поворотом, но Макса нет. Ставлю мот и иду назад, посмотреть что там и как. Макс, в свою очередь, так же не ведая, как мы разминулись с паровозиком, брел ко мне, но увидев меня тут же развернулся назад. Его мот лежал на склоне насыпи и что-то в нем было не так, но что именно пока не поняла. Макс все еще находился под впечатлением ехавшего на него "дома", ходил вокруг мота и матерился на все произошедшее. Если отбросить все красноречивые высказывания, произнесенные в тот момент и оставить только сущность, то получилось, что он внимательно смотрел в зеркала и ждал появление паровоза с тыла, но, поезд, исполнив свой коварный план, пошел в лобовую атаку и, абсолютно неожиданно для Макса, из-за поворота выехал "дом", гудя и набирая обороты. Все произошло настолько быстро, что Макс только успел чуть съехать с насыпи, положить мот и отпрыгнуть в сторону, как "дом" уже несся над ним. Однако съехал он недостаточно и подножкой локомотива "дома" зацепило за спальник. Он (спальник) тут же отделился от Джебела и улетел в гости к лягушкам, скучавшим в мари под насыпью железки. Но этим все не закончилось, слегка развернувшийся от неожиданного ретирования спальника мотоцикл встретился с задней подножкой "дома" и в гости к лягушкам отправились зеркала, щиток и навигатор. Последний еще и спрятался, вероятно решив, что тут ему будет жить спокойнее, чем на беспокойном эндурике. Однако с этим мы не готовы были мириться, беглеца все же нашли и отобрали у лягушек. Те, кто говорит, что Зумо является ударопрочным навигатором подло и нагло врут! Корпус у него все же треснул, к величайшему сожалению. А всего-то одна встреча с подножкой локомотива товарняка… Кроме того, в момент совершения побега навигатора с мотоцикла, сломалась "кровать", на которую он устанавливается и получает заветное электричество. Но, отдавая должное изготовителям сего девайса, Зумо работать не перестал, несмотря на боевые раны, посему он был переложен в карман до наступления лучших времен.

Скорость нашего перемещения в пространстве резко увеличилась, даже несмотря на то, что Макс ехал на первой передачи и довольно медленно. Нам не надо было через каждые 10 метров спешиваться, промерять и проверять лужи. Торможу у каждого километрового столбика, жду Макса, "слушаю" поезда. С высоты насыпи лужи кажутся совсем маленькими и абсолютно не страшными. Хотя некоторые, относящиеся к классу "глубоких" даже на расстоянии заставляют себя уважать.

Проскочив "лужу с трубой", в которой сутки просидели камазисты-спасители, свернули опять на дорогу. Стал встречаться мотоциклетный след и вскоре мы выскочили на широкий грейдер. Это новая пробитая дорога на Зею и федеральную трассу (Чита - Хабаровск), этакая связь с большой землей.

 

читать дальше