стр 1 2 3 4 5 6 сезон 2010 г

"Большой БАМ"

Поход вдоль Байкало-Амурской Магистрали

июль - август 2010г.

 

Февральск. Это просто огромный город! Оживленное движение, АЗС (настоящие, а не из канистры), дорожные знаки, куча магазинов и прочая цивилизация. Ах да, отсюда есть дорога на Большую Землю. Это уже не затерянный среди болот и мари путейский поселок, это настоящий город. Но и люди уже немного другие - больше замыкаются на себе, чем обращают внимание на других. Что ж, неизбежное зло цивилизации…

Пока заправились, пока пополнили съедобные запасы, пока попутались на выезде из города - прошло довольно много времени. Точно убедившись, что из всех дорог выбрали нужную, т.е. уходящую дальше вдоль БАМа, стали присматривать местечко для ночевки. Уютный тепляк, с большим количеством дров (что редкость для этой местности) найден, но вот сколько не пытались - подъехать к нему никак. Ну и ладно, бросили моты у дороги, т.к. солнышко уже садилось и вот-вот выключат свет, а искать что-то лучше лень. На насыпи железки ловит сотовый телефон можно устроить длительный сеанс связи с домом, лично я и занималась, т.к. Мегафона не было от Тынды.

Все ближе подступают сопки, лес окреп и стал вытягиваться: вместо чахлых кривых березок чаще попадаются взрослые сосны. Но вот болот почему-то меньше не становится… И дорога идет подстать - то сухой взгорок, то вязкие лужи, причем часто попадаются средние и глубокие. Объезжая очередную лужу заметили довольно свежие следы хозяина тундры с его мелким ребятенком-медвежонком. Вот этой встречи не заказывали!..

Скорость передвижения по дороге упала до критической отметки, т.е. больше ходишь пешком, чем едешь - сворачиваем на железку. "Послушали" поезда, посмотрели "схему", ну и поехали. Оказалось совсем не далече до разъезда им. Демченко, причем на разъезде есть дежурная - повезло, узнаем про поезда. Надо сказать, что далеко не все разъезды оборудованы такой опцией, как дежурная. Они (разъезды) работают в автоматическом режиме и управляются чуть ли не с Хабаровска. Посему дежурная - это дополнительная опция, устанавливаемая, а точнее привозимая утром и увозимая вечером, для выполнения экстренных работ, т.е. "рулит" разъездом когда ближайшем перегоне нем ведутся дорожные работы с применением техники. Дежурная должна вовремя предупредить по рации путейцев, что им пора убраться, когда узнает про идущий состав. Обычно это тетенька средних лет и довольно доброжелательного вида. Попугать она, конечно, может и даже чутка пожурить, что, мол, не хорошо по путях ездить, паровозы мол ходят, но на этом успокоится, угостит чаем с "чем бог послал" и расскажет что-нибудь интересное.

Вот и сейчас, мы узнали, что через час будет "пассажир" из Комсомольска, потом окно на 2 часа, и затем бичик пойдет нам "в лоб". Но т.к. мы едем навстречу к бичику, то встреча с ним будет несколько раньше, и в нашем распоряжении примерно 1.5 часа. На вопрос о дороге:

- Не знаю как сейчас, но год назад меня на Урале везли, так вот мы утонули… Да сами увидите, сразу за разъездом начнется…

Вскоре на разъезд вернулась "каракатица" (как мы ее прозвали) - специально оборудованная машина для ремонта путей и вскоре должен был пойти поезд Комсомольск - Тында. Высыпавшие из "каракатицы" путейцы так же посоветовали до следующего разъезда ехать по насыпи (около 20 км), ну а там уже "дорога пойдет".

Поблагодарив, рванули вперед искать заезд на насыпь и выиграть некоторую фору у "каракатицы", которая потом опять пойдет поднимать пути и загородит собой всю насыпь. Ширина насыпи не позволяет разъехаться на ней двум транспортным средствам, даже если одним является мотоцикл. Где-то около 1 километра удалось проехать, ну а дальше надо "наверх" - на насыпь. Греемся на солнышке, ждем "пассажира", изучаем конструкцию путей, тепловое расширение рельс их и методы борьбы с этим расширением. Пытались прикладывать ухо к путям в надежде услышать поезд. Не знаю, кому и как это удавалось, мы же ничего так и не услышали, вплоть до того момента, когда он (поезд) не оказался в зоне прямой видимости. Рельсы как живые - стучат, скребут, потрескивают, поскрипывают, но к приближающемуся поезду все эти звуки ну никак не относятся.

Вскоре началась зона ремонтов. Здесь эта "каракатица" подняла пути, и теперь шпалы лежат на щебенке "сверху", следовательно колесо, перепрыгивая через них, проваливается очень глубоко. Тряска жуткая, даже на приличной скорости, и она (скорость) резко падает на такой стиральной доске. Хорошо, что по длине эти "отремонтированные" куски не больше километра - пока едешь до следующего можно отдохнуть.

До заветного "следующего" разъезда осталось 2 км, пересекаю небольшой мостик через разлившуюся речку. Вероятно, в сухое время года это вовсе не речка, а едва заметный (если и вообще заметный) ручей, но время нынче не сухое… Останавливаюсь, жду Макса и явно, очень отчетливо слышу грохот товарняка, причем догоняющего нас сзади. Упс, про него дежурная не говорила… Откуда-то спереди подбегает бригадир путейцев (как потом оказалось, от бригады меня отделял небольшой поворот и кусты) с криками: "Кто вам разрешил по насыпи ехать! Это же стратегический объект! Вон поезд идет!". Да в общем-то мы ни у кого и не спрашивали разрешения, подумала я… В это время наконец появляется Макс - отлично, успеет до паровоза переехать мост, а тут как раз "чуть-чуть пошире". А бригадир все не унимается…

- Мы только мост переехать, - честно соврала я. Не говорить же ему, что мы уже не один десяток километров так передвигаемся…

- Ну и что мост, вон, по дороге езжайте!

- Не могу, вода большая… Вот переехали, сейчас спрыгнем и на дорогу.

- Вы хоть спрячьтесь, хоть… вон, за те кусты!

- Дык поезд идет, не успеем.

- Да успеете! Вы что! Нельзя без жилеток (такие желтенькие путейские жилетки) на дороге находиться! Машинист увидит, настучит, уволить могут, проблемы будут! Вон туда, к опоре, и в кусты!

Нас, пожалуй, увольнять неоткуда… Вот ведь, в жилетках на мотоцикле можно по шпалам шуровать, а без жилеток нет! Переезжаем к опоре рэлейки и ныряем в кусты - типа спрятались. Не прошло и минуты, как над головой помчались железные колеса, грохоча всеми вагонами. Ну и длинный же этот товарняк… Сидеть, а точнее лежать, в засаде надоело - устроили фотосессию - "я и поезд", "я, мот и поезд" ну и все в этом духе. Наконец, грохочущий монстр "закончился", можно ехать, но вот опять подходит бригадир. Но это был уже совсем другой человек - спокойный и дружелюбный.

- Не надо сейчас съезжать, там вон видите, какая марь до дороги, не проедете… Сейчас бичик пойдет (он на разъезде пропускает этот поезд), и тогда…

- Что тогда?

- Поезд с разъезда на тот перегон, бичик на этот… Только я вам этого не говорил...

Договаривать не надо, и так все ясно - самое безопасное время для езды по шпалам: пока каждый из них не пойдет перегон, никакого паровоза точно здесь не будет.

Разговорились с бригадиром. Он, кстати, даже извинился, что накричал на нас.

- Жду поезд, а тут вы! Опасно же! Да я все понимаю, мы сами так же делаем, но смертей много. Вот и испугался… После разъезда дорога лучше пойдет, там можно и по дороге…

Стал нас расспрашивать про поход, но вскоре его окликнули - пришел бичик, забрал бригаду и увез всех домой.

Все так и оказалось - через 2 км начался разъезд Исикан, и приличная дорога. Ближе к Исе стали появляться забавные указатели на "нерусском языке". Интересно, мы еще в России? Или вражеский ГПС увел куда-то в сторону Китая? А если серьезно, то эти указатели стоят для китайских лесорубов, ибо они не используют шпионские приборы навигации, и указатели им нужны, чтобы не заблудились в наших лесах (тех, что еще не успели выпилить) и точно доставили бревна куда следует.

Иса. Поселок с хорошо развитым "частным сектором", симпатичным, но без особых излишеств вокзалом, живущий железкой и лесом. Раньше станция называлась "Федькин Ключ", а чем до сих пор гласит надпись на фронтоне здания вокзала. Но, видимо, это название не прижилось, а "переименовывать" вокзал не рационально. Так и оставили - станция Иса, вокзал "Федькин Ключ".

Здесь начинается горный участок - впереди Хребет Турана. Разведданные говорят, что "надо найти лесовозку и ехать "верхом" через перевал, а потом где-то уходить опять на железку". Отлично, теперь бы соотнести эту шифровку на местном языке с реальностью… Первый этап ориентирования "по легенде" пройден - нужная лесовозка найдена. Но вот незадача - сторож-вахтер (считает количество лесовозов прошедших туда и обратно), у которого надо было узнать дальнейшие подсказки для расшифровки легенды, ничего толком не знал и говорил, как запомнил, с чьих-то слов пару лет назад.

Запомнив новые инструкции и "обнулив" километраж, ринулись в подъем. Дорога приличная, только надо внимательно следить за бешенными лесовозами - они как поезда, тормозить не любят, а отворачивать не умеют. Так, что-то не сходится - по километражу, указанному сторожем-ватером, надо "сворачивать вниз", по "приметам" и интуиции - туда точно не надо. Какая-то заплывшая, древнейшая колея отходит в сторону железки, но по ней уже лет 20 ни кто не ездил. Предлагаю проехать дальше и искать "приметы", про которые говорил сторож, забив на километраж. Забрались на самый верх сопки, вокруг красивейший сосново-березовый лес. Вот только частые лесовозные усы сигналят о вырубках, и что скоро, его тут не останется… Пилят все и везде…

С каждым новым усом дорога все хуже и хуже. Макс предлагает вернуться и свернуть туда, на старую колею, но что-то мне подсказывает, что не надо. Дорога все петляет по сопке: то все правильно, к железке идем, то наоборот, от нее. Удача - навстречу Урал с лесом - сейчас возьмем "языка"! А вот нет… язык есть, только он "не наш", а китайский… По-русски ни слова не понимает, и уж тем более не говорит. Дорога совсем испортилась - глубокая колея, Макс постоянно "садится" на ящики, которые цепляются за борта колеи, радует только то, что мы потихоньку спускаемся вниз. Мысль, что мы едем "не туда" отбрасываю, т.к. желание по этой колее карабкаться вверх, отсутствует напрочь. Ура! Паутина лесовозных усов распутана - показались столбы рэлейки, а значит "правильным путем идете, товарищи"! Нырнув под мост, лесовозка стала карабкаться на следующую сопку. Вдоль железки уходит невнятный след какого-то вездехода - но, вспомнив слова сторожа-вахтера про "2 моста" повернули на этот след. И точно, вскоре след нырнул под второй мост и потянулся вдоль путей. Однако некоторая "водная преграда" в виде разлившегося ручейка, опять заставила помокнуть. На первый взгляд - просто лужа, но в ней плавают рыбки и глубиной она чуть ниже сиденья мота. Но самое неприятное, что эта "лужа" является ручьем, т.е. по мари не объехать. Во избежание непредвиденного утопления, моты перекатили заглушенными, распугав всех рыбок, которые, к слову, далеко не сразу решили освободить проезд.

Спустившись с сопки вновь оказались в долине, а значит, можно ожидать марь, лужи и прочие радости БАМовской дороги. Разъезд Мустах. Все закрыто, ни одной живой души. В конце разъезда стоит какой-то поезд и видно движение. Идем на разведку. Нашли "главного", рассказали откуда и куда едем, стали интересоваться про дорогу, ибо та, на которой стояли моты больше походила на техническую дорожку разъезда, чем на обще-глобальную БАМовскую дорогу.

- Дорога? Так по ней вы не проедете… Там вон скоро лужа, где Урал тонет по крышу… а потом Ульма - она поднялась. В сухое время воды по щиколотку, а сейчас - метра 3 глубина.

- Так мы по железке переедем.

- Нет, там мост охраняется, раньше целая часть стояла, а сейчас пара ВОХРовцев, но с ними не договоритесь. Это самый высокий мост - 49 м. Точно по нему не пустят. А за мостом уже идет дорога. Охранники на джипах ездят на смену. Да и до моста горя хватите.

- Ну а до моста по шпалам-то можно?

- Сейчас перевал, там дорога серпантином идет, видимость ноль, свернуть некуда. Опасно это. Да и из-за поворотов не слышно поездов. Нет, это не вариант.

Пока мы обдумывали сложившуюся ситуацию, "начальник" продолжал:

- Здесь граница областей, тут ничего нет. Даже рабочий поезд (т.е. бичик) не ходит.

- А вы тут что делаете?

- А мы пути чиним. Это типа общежития на колесах. По другому сюда не добраться. Здесь работать закончим - переедем дальше. Так, но что же с вами делать?

- Да с нами ничего делать не надо, будем думать, как ехать…

- Нет, своим ходом даже не пытайтесь! У нас вон там Уралы стоят - даже им не проехать.

Тут у него в голове мелькнула какая-то мысль и он воодушевленно, словно боясь, что мысль потеряется, побежал к локомотиву, а точнее мотовозу, к которому был прицеплен это самое "общежитие". По пути, поинтересовался габаритными размерами мотов, и получив ответ, что "моты маленькие, типа Минска", побежал еще быстрее. Мы в наших мотоботах-скороходах, на такие пробежки не рассчитывали и приотстали. Посему начало разговора с машинистом пропустили.

- Нет, да ты что? Куда я их поставлю?

- Да вон, один спереди, один сзади.

- Нет! Это не серьезно! Не возьму!

Так закрутилась наша судьба… Теперь уже на ее исход решали не мы, а "начальник". А его голова рождала все новые идеи, как двух питерских мотоциклистов (Макса тоже записали в питерские, так проще и понятнее) переправить через Ульму.

- Похоже, придется вызывать платформу…

Вызов "платформы" заключается в том, что звонят диспетчеру в Этыркен (следующая станция) и находят очень вескую причину необходимости срочной "поездки в город". Например, закончился хлебушек. Правильно, "наши люди в булочную на такси не ездят" - они ездят туда на паровозах! Но диспетчер в платформе отказала, сказав, что к вам едет дрезина "восстанавливать точку" - с ней и поезжайте за хлебушком. Осталось дождаться дрезины, договориться с машинистом, погрузить на нее моты и отправить нас в сторону Этыркэна. Но это все дело техники, и у "начальника" не было и капли сомнения в успехе всей этой операции.

Ну а пока, на правах гостеприимных хозяев, нас позвали "на борт", стали потчевать разными вкусностями, поить чаем. От бани, правда, мы отказались, т.к. не были готовы к столь радушному приему.

Пришел локомотив, привезя рабочих со смены. Как в старых фильмах - идет поезд, а люди, как грозди винограда, свисают во все стороны. Так и тут - человек 100 узбекско-таджикской национальности облепили мотовоз - разве что на крыше не сидят. Он приостановился, и они как тараканы посыпались на землю и тут же разбрелись по своим вагонам.

- Вот ведь, раньше молдоване работали - так хоть толк был, а теперь прислали "этих"… Ничего делать не умеют, а что делают, так вкривь и вкось… И не объяснить им ничего - слов не понимают… Зато дешевле…

- А что они делают?

- Да пути поднимают и выравнивают, только от их работы только хуже стало, все рельсы в ямах и горбах. Перевал так и прозвали - "таджикский хребет"…

За разговорами да чаем время летит незаметно. Вот уже и вечереет. Пришлепала обещанная дрезина. На самом деле, это совсем не дрезина, а какая-то красная "каракатица", но на данный момент это значения не имело. Разговор с машинистом был очень коротким: "Возьмешь туристов?". "Возьму". "Ну, где ваши мопеды?"

Каракатица стояла ровно напротив мотоциклов и надо только по тропинке на насыпь въехать. Еще не понимая, как можно мот закинуть "на борт" этой штуковине, завожусь и подъезжаю. Едва успела спрыгнуть, как могучие руки подняли мот и поставили на платформу. Такое ощущение, что они и меня бы подняли вместе с мотоциклом, промедли я чуток. Тоже самое и с Максом. С чувством выполненного долга, "начальник" ушел обратно, пожелав нам удачи. Огромное спасибо!

Немного о железнодорожной жизни: зачем сюда пришла эта железная машина? Все просто, сбили "точку" и ее послали ее восстанавливать. Даже не ее, а 2-х рабочих, а эта "каракатица" просто служебная подвозка. "Точка" - это такая довольно легко ломаемая поперечина между рельс и сбоку от них. Если с проходящего поезда что-то отваливается, то, волочась за составом, "оно" ломает эту "точку", и на пульте диспетчера пропадает сигнал, т.е. считается, что поезд полностью не прошел, а значит, перегон закрыт. Вот в таких случаях отправляют рабочих проверять, что отвалилось от состава и, если все нормально, то они восстанавливают эту поперечину. И вот 2-х рабочих, дежурную по разъезду и одного машиниста и его помощника и отправили искать повреждения. Дежурную посадили на пульт на разъезде, рабочие побежали по путям, ну а задачи машиниста с помощником - привез, и увез.

Примерно через час пришла дежурная и дала добро на обратный путь. Солнце к тому времени уже село, но еще не очень темно. По пути подобрали рабочих и, покачиваясь, поползли на "таджикский хребет". Качало "каракатицу" действительно хорошо и я сильно жалела, что моты мы не положили, а оставили стоять. Машинист, судя по всему, тоже боялся потерять ценный попутный груз, зажег прожектор, чтобы видеть, когда мотоциклы начнут падать, да и сильно не разгонялся. Компания подобралась интересная. Машинист с помощником, молодые ребята, лет 30-ти, рассказывали про жизнь и работу на железке; дежурная, женщина лет 45, все больше нас расспрашивала как ехали, что видели… Надо сказать, у нее в глазах виднелась некоторая зависть, но не черная, а наоборот, белая зависть. Зависть нашей свободе, что можно взять и уехать на месяцы, открывать для себя новые дороги, новые места, новых людей. Ей было все интересно, причем искренне интересно.

Мост через Ульму действительно охраняется, издалека видны огни вышек, ближе к мосту вдоль путей начинается колючка. От кого охраняется - не знаю. Думаю, что не один себя уважающий террорист не поедет сюда, а даже если и поедет, то не доедет. Однако ВОХРовцы исправно несут вахту на своих вышках. Мост перекинут с одной сопки на другую и высота над землей 49 метров - это высоко… Несмотря на густые сумерки картина впечатляет. Наш мотовоз покачиваясь прополз над пропастью…

Уже совсем стемнело, а передвигаться в темноте своим ходом не можем, т.к. у меня фара разбита залетным камнем и превратилась в скворечник, у Макса в фару можно запускать рыбок, как в аквариум. Попросили машиниста остановить у какого-нибудь тепляка, где мы спрыгнем, но помощник машиниста уже договаривался со своим отцом, чтобы нас поселить в пожарке (т.е. в пожарной части). Ну в пожарку, так в пожарку, тогда едем "до конечной".

 

читать дальше