стр 1 2 3 4 5 6 сезон 2010 г

"Большой БАМ"

Поход вдоль Байкало-Амурской Магистрали

июль - август 2010г.

 

Очередная речка. Автоматический взгляд на насыпь и "может вначале вброд попробуем?". И вот тут случилось очередное чудо. Макс упирался, что это, случившееся с нами в последние дни, не чудеса, а совпадения, но такие совпадения бывают только тогда, когда совершаются чудеса.

Подъезжаем к спуску в брод. Река не широкая, но каменистая. Не успеваю даже спешиться, не говоря уж о том, чтобы проверить глубину брода - на другой стороне к штурму речки приступает небольшой японский грузовичок. Он только начал спуск и первая мысль - он что, самоубийца? Вторая мысль - вот и отлично, не надо менять уже нагревшуюся воду в мотоботах на свежую, разведывая траекторию, он нам сейчас все покажет. Грузовичок медленно, маневрируя между большими камнями, которые выдавали буруны, полз на нашу сторону. Иногда казалось, что он сейчас застрянет, но он настырно приближался к нам. Выехав на берег, он развернулся, спустился опять в воду, подставив кузов под берег, и только тогда водитель вышел из машины. Грузитесь! Во как! Халявой грех было не воспользоваться. Взяв нас на борт, а точнее в кузов, невесть откуда взявшийся в этих краях мотопаром, пошатываясь на камнях, пополз на другой берег. А взялся он вот откуда: водитель (к сожалению, не помню как зовут) с братом купили в Хабаровске грузовичок и стали перегонять домой, но тут зарядили дожди. Мало того, что вода в реках "закрыла" трассу, но еще и брат заболел. Поэтому, пока брат отлеживается на кордоне, а сам водитель ждет поезда, чтобы уехать домой и найти "серьезный грузовик" типа Урал для доставки своего приобретения домой, он (водитель) решил опробовать возможности японской полноприводной техники.

- Я просто хотел проверить, проеду брод или нет…

Так же мы узнали, что впереди нас ждет несколько разлившихся ручьев, но по краешку должны проехать и потом недостроенный мост через Амгунь. Дорожники стоят на другой стороне моста и пропускают машины за определенную таксу, т.к. мост еще не достроен и не открыт. А вот за мостом уже нормальная дорога идет.

Попрощались, и грузовичок шустро свернул в сторону кордона дальше проверять японскую технику. Пара разлившихся ручьев благополучно осталась позади, обновив лишь воду в мотоботах.

Амгунь. Широкая могучая река. По очень низкой воде, говорят, преодолима на тяжелой технике, но, глядя сейчас на нее, в это, честно говоря, верится с трудом. Через реку перекинут настоящий капитальный, полноразмерный бетонный мост. На мосту стоит какая техника, оставлены инструменты, но вот людей нет. Где же строители-мостовики? Ах да, сегодня воскресенье, они отдыхают… Крепкий, настоящий, автомобильный мост есть, но переехать по нему без мостовиков нельзя - с нашей стороны нет заезда (пандуса) на мост. "Близок локоток, а не укусишь" - от чуда проникшей с эту тайгу цивилизации нас отделяет пропасть…хоть маленькая, шириной метра в 3 и глубиной метра 4, но не преодолимая.

Железнодорожный мост под усиленной охраной ВОХРы с автоматами и собаками. Но с нами даже разговаривать не захотели, хотя просились мы всего-то пешком перейти мост, чтобы добраться до вахтового поселка строителей. Через мальчика-гонца, нам передали, что это не возможно, везде висят камеры и вообще это ваше дело, как вам теперь отсюда выбираться, раз уж вы сюда забрались.

Теперь стало понятно - за небольшое вознаграждение, строители кидают плиту (пандус) и машины проезжают. Уходя, строители "разводят мост" и ни одна мышь не проскочит.

Однако, надо что-то делать. Под мостом была найдена доска подходящей длины (около 6 метров), но всего 25 см в толщину. Получился этакий "мост на мост", но даже пешком по нему пройти страшно - уж больно сильно она прогибается, так и намереваясь сломаться. Забраться у нас получилось, но найти что-то подходящее для укрепления "моста на мост" не удалось. Идем искать поселок строителей. Наверное, несколько необычно выглядели в этих краях 2 человека в шлемах и мотоботах, идущие твердым шагом куда-то в даль по широкой, но абсолютно пустынной грунтовке, однако нас это абсолютно не смущало.

Вахтовый поселок заслуживает отдельного рассказа. Нас встретил набор вагончиков и изредка пробегающие люди из одной двери в другую. Долго искали "старшего", и он наконец "отыскался". Появление двух представителей инопланетного вида не особо удивляло местное население. Они были заняты другим - отдыхали и, как потом оказалось, ждали поезда, т.к. их вахта сегодня заканчивалась.

- Питер… надо помочь… - бормотал "старший" - но вы ребята опоздали, крановщик уже уехал. Но… надо помочь…

- Может у вас хотя бы доски найдутся?

- Доски? Может… поищем… подумаем… Питер говорите… Надо помочь…

"Старший" пошел бродить по вагончикам, мы же просто ждали, чем это закончится. Периодически к нам подходили какие-то люди и спрашивали, правда ли, что мы из Питера приехали и, получив утвердительный ответ, куда-то исчезали, растворяясь в дверях вагончиков. Прошло минут 15, где-то завелась машина и "старший", пробегая мимо нас, поведал:

- Крановщика нашли, садитесь в машину, что пешком-то идти, сейчас что-нибудь придумаем.

Все участвующие, помогающие и сочувствующие забились в японского микрика и мигом оказались у моста.

Крановщик рушил, что ему проще перенести мотоциклы, чем устанавливать плиту, нам же, в общем-то, было все равно, каким образом телепортироваться на мост. Кусок оборванной стропы и первый мотоцикл поднимается в воздух. Покачивающийся над бездной Амгуни мотоцикл - зрелище не для слабонервных. Но мягкое приземление, а точнее примостнение мотоцикла успокоило. Второй мот так же аккуратно поставлен на мост и вся делегация тут же отправилась назад к вагончикам. Нас с Максом пригласили пообедать, от чего мы естественно, не отказались. О, это было, наверное, самое вкусное, что я когда-либо ела! Первое, второе и огромный чан с компотом. Вспомнился пароход Золотая Колыма, где компот варили в таких же огромных чанах. Все, что не съели и не выпили, отправляется на корм морским обитателям. Тут же, за неимением морских обитателей, прикармливают лесных зверюшек. Поэтому мишки, приходящие на помойку вахтового поселка, вполне нормальное явление. Сегодня, рацион мишек уменьшился на 2 порции...

Узнали мы и историю постройки этого моста. Говорят, что давным-давно решили построить здесь трассу на Ургал. Стали строить мост, но деньги закончились и стройка встала. Реку переезжали либо на лодках, либо на Уралах по низкой воде. Но тут "Москва" опять "вспомнила" про этот проект и дала денег на завершение строительства. Уже осталось совсем чуть-чуть доделать и через месяц откроют движение по новому мосту. Но больше "Москва" денег не дает, так что мосты через остальные реки пока не больше, чем призрачный мираж.

Неприлично быстро побежали километры. И даже не побежали, а полетели. То, что еще совсем недавно проходили за 1 день, теперь проскакиваем за 1 час.

Ст. Джамку.

Ст. Амгунь.

Ст. Постышево (пос. Березовый)

Ближе к станции Постышево стали изредка попадаться машины. В самом же поселке Березовый (он же ст. Постышево), несмотря на дождливую погоду и воскресенье, во всю бурлит обыденная жизнь. Появилась сотовая связь и вместе с ней не очень приятная для меня новость - оказывается, я перепутала и мой самолет улетает послезавтра из Хабаровска, до которого нам еще 600 км. Однако ночная езда отменяется из-за нарушенных фар мотоциклов, так что начинаем присматривать место для ночлега. Это уже не тайга - тут на дороге палатку не поставишь. Искали долго, но ничего путного не находилось. Палатку бросили в красивой березовой роще, а вот с дровами в этой роще было не очень. Все мокрое и гореть не хочет. Уговаривали и заговаривали костер весь вечер, но он над нами издевался. В итоге, посушиться толком так и не удалось.

Ст. Болен

Навалилось ощущение законченного похода и скучной доездки. Пролетающие машины то и дело обдают фонтаном воды с песком. Одно радует - дождь закончился и на небеса, наконец-то, начинают просветляться. Станции и вокзалы пролетают с неимоверной и невиданной доселе скоростью. Кроме того, они очень удачно вписываются в окружающие их населенные пункты. Небольшой поселок - скромный вокзал, побольше поселок - ему и вокзал значительнее. Да и сами станции как-то ожили.

Ст. Эворон

Ст. Харпичан

Ст. Мавринский

Ст. Хурмули

Дорога покрылась твердой субстанцией под названием асфальт и до Комсомольска-на-Амуре остались считанные километры. Однако вместе с асфальтом появились и гаишники, которые не простили бы себе просто так пропустить двух инопланетян. Взмах палочкой и мы "пикируем" на обочину.

- Почему у вас фары не горят?

А как они могут гореть, когда давным-давно моя фара притворяется скворечником с аккуратной дырочкой посередине, ну а у Макса, в его фаре-аквариуме все еще плещется водичка с БАМовских луж.

- Потому что у вас дороги такие. Вот доедем до Комсомольска и починим.

- Так… А где номера?

Первый раз за весь поход я вынула из рюкзака аккуратный, новенький номер с московским регионом. Ставить его все равно было некуда, и, показав служителям полосатых палочек, завернутый в бок подкрылок, попыталась доказать, что номер в рюкзаке гораздо больше сохраняется, чем по БАМовским дорогам. Закончилось наше общение прочтением сопроводительного письма и мы благополучно двинулись дальше в уже близкий, но все еще казавшийся безумно далеким, Комсомольск.

Ждем Сашу Чела, который нас должен встретить. Вокруг носятся машины, лают собаки. И только тут я понимаю, что БАМ позади! Мы это сделали! Прошли с самого запада этой удивительной магистрали, от Тайшета, до самого ее востока - Комсомольска-на-Амуре и сейчас стоим вот здесь, на окраине БАМа, жуем шоколадку и еще не понимаем всего произошедшего. Того, что позади 5000 км брошенных дорог, разрушенных или не существующих мостов, шпал и насыпей, но одновременно, позади и все эти невиданные таежные красоты, не тронутые речки, сопки, далекие и одновременно близкие горные хребты, позади остались и бамовские люди, с их открытой душой…

Как бы не хотелось остаться и погостить хоть денек в Комсомольске надо ехать, ибо завтра самолет должен переместить меня обратно в Питер. У Саши Чела починили фары и кое-какую мелочевку. Погода совсем разгулялась и только лужи на асфальте еще напоминали о прошедших дождях.

Как же нудно и скучно плетутся асфальтовые километры. Лидога. Остановились в придорожной кафушке попить чаю. Подбегает мальчонка лет 5 и, шепелявя, но очень уверенно заявляет:

- А у вас колесо спущено!

Смотрю - и точно спущено. Ну вот, только этого мне не хватало. Разобрали и поняли, что "умерла" покрышка - камера протирается нитками корда, торчащими внутрь. Заклеили, но понятно, что надолго не хватит. А до Хабаровска еще 200 км.

Километров через 50 замечаю, что начинает пошатывать по дороге - опять спустило колесо. Снова клеим, собираем, но опять не надолго. Тем временем сумерки перешли в полную темноту. Дальше клеить камеру бесполезно - хватает ее на несколько километров. Еду потихоньку на "пустом" колесе. Резина очень жесткая и, к моему великому удивлению, так и не разбортировалась до самого Хабаровска. Ктроме того, скорость на "пустом" колесе можно было держать около 60 км/ч.

В 2 часа ночи Джей встретил нас в Хабаровске. Немного завидую Максу - для него поход не закончился, еще предстоит дорога домой, в Тынду. Я же завтра на самолет и домой…

Послесловие. Да, "сбылась мечта идиота" - состоялся и благополучно закончился давно задуманный поход. 5000 км БАМовских дорог и направлений позади. Сравнивая западную (до Тынды) и восточную (после Тынды) части вроде бы одного БАМа понимаешь, что это как две разные страны. Западная часть более открыта для туризма, ее красоты все на виду. Она более населенна и безопасна для движения. Восточная часть БАМа гораздо более "дикая", туристов здесь нет, и дорога на порядок, а то и на несколько порядков, сложнее. Природа здесь тоже совсем другая, но, однако, она ничуть не хуже западной. Эта таежная красота просто другая, но не менее интересная и привлекательная. За тот месяц, что я провела на БАМе, вода в реках 3 раза успела подняться и "закрыть" дорогу и 2 раза упасть. Количество километров, пройденных по краю шпал жележнодорожных насыпей - около сотни, количество пересеченных железнодорожных мостов счету не поддается.

 

в начало