сезон 2010 г

Дорога Жизни, часть 1

11 - 14 июня, 2010г.

 

Подвигу Блокадного Ленинграда посвящается...

Осень 1941 года. 8 ноября враг овладел Тихвином и перерезал единственную железную дорогу, доставлявшую грузы к Ладожскому озеру... Эшелоны с грузом для Ленинграда начали поступать на железнодорожные станции Заборье и Подборовье. От Волхова в 180 километрах. Добираться можно было только на лошадях проселочными и лесными дорогами. Автомобильные трассы в этом районе отсутствовали... Была намечена автомобильная трасса в обход Тихвина. Длина ее составляла более 200 километров... Шла она от станций Заборье и Подборовье на северо-запад на Новую Ладогу и Кобону. На строительство трассы Ленинградский фронт направил три отдельных дорожно-эксплуатационных полка и несколько дорожно-мостовых батальонов и рот... Женщины, подростки, старики - все мало-мальски трудоспособное гражданское население вышло помогать дорожникам... По всей почти трехсоткилометровой трассе стучали кирки, ломы, врезались в болотный грунт лопаты. Кругом лес, кочкарник, валуны. Две недели днем и ночью шло сражение за дорогу. 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом... 9 декабря войска под командованием генерала армии К. А. Мерецкого отбросили фашистов за реку Волхов и освободили Тихвин... Отпала необходимость в грунтовой дороге. Вскоре солдаты-дорожники перешли на прежнюю автодорогу... ". (Из мемуаров Кондратьева З. И. "Дороги войны." - М.: Воениздат, 1968.)

Бревно к бревну, сотни, тысячи бревен составили один многокилометровый мост. Настил "дышал" под колесами машин: даже в самые сильные морозы не промерзало болото. Первыми прошли здесь воинские подразделения, форсированным маршем переброшенные для контрнаступления из Тихвина. В деревне Каськово четыре дня размещался штаб армии генерала Мерецкова. А сразу после освобождения Тихвина этот путь стал составной частью сухопутно-ледовой трассы. Маршрут который идет по "Дороге Жизни", далеко не прямолинеен, он скорее напоминает росчерк молнии, если соединить между собой все точки населенных пунктов. Такова была трасса...

Отъезжаем от деревни и встаем лагерем, - решили мы, стоя посреди Усадище и отгоняя надоедливых комаров. Первые метры еще приличная лесная грунтовка, но очень скоро колеи стали углубляться и наполняться водой. Времени почти 12 ночи, но надо доехать "до воды". Весело прыгая по оголенной в колеях гати, двигаемся вперед. Володя уверенно держится "на хвосте". Встаем у первого ручья, запрятавшись от случайных глаз в ельник. Дождик то стихает, то вновь набирает обороты, но под елками еще сухо. Иногда доносятся странные звуки - толи музыка где-то на низах играет, толи моторы шумят. "Деревню и трассу слышно" - подумали мы засыпая.

Ночной дождик наделал делов… вместо лужи теперь через дорогу весело шурует бурлящий ручей из переполненного болота, бревна гати практически полностью скрылись в лужах, да и колеи наполнились мутной водичкой до краев. Не торопясь собираемся, предчувствуя веселый день. Водно-бревенчатые развлечения начались сразу - без разведки прыгаю в ручей и сажусь на скользких бревнах, брошенных в ручей 4-х колесными друзьями. Мот вынули, бревна раскидали, но дальше, думаю, надо вначале разведки проводить. Да куда там! Лужа на луже! Одну пройдешь, вторую, а их до горизонта… Колеи твердые, но глубина воды на пределе, бортик меж колей мелкий, но, во-первых, его не видно, а во-вторых, там вязкая глина. Так и двигаемся, нащупывая ногами края бортика и надеясь на пятеру, которая должна выгрести. Иногда бортик пропадает и приходится уходить в лес - в таких местах колеи слишком глубоки для мотоцикла. Все чаще и чаще попадается совсем свежий след тракторной резины. Настолько свежий, что трава еще не успела подняться.

Пару раз хорошенько засаживаем мотоциклы, ошибившись с выбором траектории, но в целом дорога не представляет особых трудностей. Но комарья и прочих летающих "тараканов" видимо не видимо - лес слишком глухой и даже сильный ветер, загибающий макушки деревьев, их не сдувает. Неожиданно дорога вынырнула на поле. Какая красота! Ветер радостно резвится на этом просторе, наконец-то избавив нас от летающих кровопийцев. Большая часть поля перепахана и, вероятно, засеяна овсом, чуть в стороне стоит грузовик - охотники стоят лабаз. Теперь все ясно - это их следы мы видели. Но где же люди? Кругом полнейшая тишина…

Охотников мы тоже явно заинтересовали и они решили нам показаться: откуда-то из травы "вынырнул" дядька лет эдак 65, подошел к нам с вопросом:

- Это ваша зеленая палатка стояла у ручья?

Вот это да! Вот это взгляд охотника… В густой зелени, в лесу разглядеть палатку… Причем не специально искать, а так, мимоходом для себя отметить. Да… а я еще думала, вечером - чего снимать навигатор да вынимать ключи - кто нас здесь найдет. Но охотник очень дружелюбно к нам отнесся, и с удовольствием отвечал на вопросы.

- Ну вы на мотоциклах проедете… год назад тут ехали "УАЗики" на "таких" колесах… Пилили много дальше, но, вроде, проехали (говорят, что видели их в Тумово). А мы не, мы туда не ездим. Зачем? Полей там нет… Только по зиме на буранах гоняем. Последний раз я там лет 20 назад был, да и то дороги не нашли и вернулись… А вообще, эта дорога интересная…

- Так эту дорогу тогда, в 41 строили?

- Нет, она тут давно была! Тут везде деревни были… Вот здесь Малое Мурово, чуть туда - Большое Мурово, тут 2 озера и вот у них деревни и стояли. В 68 году последний житель уехал. А там дальше по дороге была Масельга, дальше еще деревня. Вот только от Медвежки дальше дороги не было. Здесь считались непроходимые болота, и как немцы Тихвин захватили, разведку посылали, вроде наши солдатики, ан нет, немцам служили. Так они настолько наблудились по этим болотам, настолько изголодали, что на все готовы были. Вот сидит бабка в погребе, картошку перебирает, заходит солдатик, ставит винтовку у порога и говорит: "делайте что хотите, только поесть дайте". А потом наши на Тихвин пошли, немца гнать.

- А чего с деревнями стало? Почему даже следов от них нет?

- Так что тут делать? Как стали паспорта давать, да появилась возможность уехать - так все и побежали… А чего вы этой дорогой поехали? Есть же хорошая… От Кивуя идет и на эту недалече от сюда выходит. Там не размешено, и мостик есть через речку. Покосился слегка, но на мотоциклах нормально…

- Да не знали мы про нее… А чего вы сами той не ездите?

- Мы этой привыкли… Колею набили вот и ездим. Вспахали, засеяли. По осени на медведя да кабана охотиться будем… Удачи вам, дальше-то дорогу найдете? Вон туда идет, за пашней. Дальше легче пойдет - не разбита дорога…

Дядька скрылся в траве, ну а мы, обрадованные интересным разговором, ринулись через пашню. Раз УАЗики прошли, дорогу пропилили - как по асфальту поедем.

Сразу за полем картинка перед глазами поменялась координально: просека, заросшая травой выше колена, довольно частые лужи, которые также все в траве, но трава "другого сорта". Надо сказать, что лужи совсем не страшные оказались - мелкие и довольно твердые. Однако косые бревна так и ждали нас - начался сезон полетов. Дорожка спустилась вниз, в болото. Первая часть его - отличная гать, но в конце толи ее не было, толи потонула - вперед уходит размешанная "УАЗиками" болотная колея. Берем краем болота, по следу квадрика и замечательно перебегаем на "берег". А морошки там и прошлогодней клюквы видимо-невидимо!

Небольшой и относительно сухой участок дороги выныривает из леса. Впереди раскинулось поле с высокой травой. Но при более детальном рассмотрении это поле оказалось топким болотом… Однако гать прощупывается и "друзья джиперы", прокопав мох до бревен несколько облегчили нашу задачу. Надо сказать, что каждая "экспедиция" здесь оставила свои следы и они очень хорошо видны. Вот это ехали зимой, вот это рубились летом… Всех, кто здесь побывал в последние лет 10 можно пересчитать по следам.

Вновь идем лесом, вновь в слепую (трава почти по пояс), вновь чудеса эквилибристики на затаившихся косых бревнах. Проеду вперед, остановлюсь, слушаю: если позади мотор работает - значит все ок, если нет, то Володя либо упал, либо застрял, либо отдыхает. Стою, слушаю - позади тишина. Оборачиваюсь - никого, ставлю Пионера, снимаю шлем - никого, опять смотрю назад - никого… и тут откуда-то снизу из травы появляется рука… он всего в 30 метрах позади лежит, ан не видно…

Болото Василюхин Мох то и дело перебегает дорогу. Болото открытое, ни деревца, ни кустика. Только вдоль старой дороги попадаются растут чахлые березки, да и те как правило срублены и положены под чьи-то колеса. Эти участки открытого болота не большие, метров по 100, но попотеть приходится. Все больше радуюсь прореженной пятере - идет по мху аки по асфальту - только водичка сзади побрызгивает.

Прошлогодние следы "УАЗиков" закончились… Вот так, шли шли и… закончились… дальше тишина - ровный не тронутый мох. Пару десятков метров позади след въезда в лес, но… там стена. По всей видимости они здесь развернулись… На мху лишь попадаются бревнышки (читай веточки) положенные под колеса зимой. И вот тут-то мы поняли, что нас ждет дальше… А ждет нас еще 20 км…

Силы, впрочем как и день, движутся к закату. Но, учитывая включенные белые ночи, силы движутся к закату гораздо быстрее. Смотрю на карту - впереди ручей - отлично, на нем и встанем. Однако, перед самым ручьем, умудряемся проскочить поворот и потерять дорогу. Дорога найдена, вода найдена, осталось только сухое место найти. И оно нашлось! На другой стороне ручья еловые лесопосадки, старое кострище и абсолютно ровное место для палатки. Последние 30 м до ночевки дались особо тяжело. Тут мы не раз "добрым словом" вспомнили "друзей джиперов", которые по зиме накидали сюда бревен и веток…

Костер горит, чай варится - жизнь удалась! Весь вечер мы слышали звук мотора. Низкий, рычащий звук, причем с разных сторон и, причем, оба одновременно. "С ума по одиночке сходят, этот только гриппом вместе болеют" - но мы слышали эти звуки одновременно. В какие-то моменты мне казалось, что они совсем рядом и вот-вот выберутся из леса. Мы даже обрадовались, предвкушая встречу тут, в забытом уголке леса, рассказы и разговоры, но… никто не выезжал… Устав ждать гостей пошли спать, но они вновь зарычали, да настолько сильно и явно, что я даже выглянула посмотреть, хотя Володя утверждал, что их фары замечутся по палатке, а пока можно спать. Уже утром, так никого и не дождавшись, мы поняли, что это рычат "Черные Джиперы" - все те, кто пытался проехать эту дорогу, но по тем или иным причинам развернулся, оставили здесь что-то. И вот теперь эти "Черные Джиперы" блуждают по забытой Дороге Жизни и этим бескрайним болотам, никак не найдут выезд, рычат, рубятся но…

Еловые лесопосадки нас сбили с толку - уж больно заманчивой казалась широкая, ровная, сухая и, главное, без травы полоса, что мы ринулись туда. Однако вскоре поняли, что это тупик и пошли искать. Дорогу нашли, и, что очень приятно, нашли метки на деревьях, которые ставила Белла. Много раз мы за это сказали спасибо, ибо в такой траве и листве старую колею найти было очень сложно.

Не скажу, что дорога завалена упавшими деревьями, но их там много. Часть пропилена, часть нет. Если машине их переехать просто, то нам далеко не всегда. Где-то объезжали, где-то прыгали, где-то перетаскивались. Так и допрыгали до моста, построенного Эрикой и Ко зимой. Мост добротный - проскочили легко. Идем, ориентируясь по красным точкам на деревьях, хотя порой кажется, что они ведут в никуда - просека очень плохо читается на местности. Местами попадается совсем старая гать - значит мы на правильном пути. Всю дорогу говорю Бобасу: "Не пей из лужи, эндуристом станешь", но он все отмахивается, мол мне уже не поможет. А что делать - бутылки под воду мы с собой, естественно, не взяли… Интересные метки попадаются на деревьях - наверное геодезические, но раньше мне такое не встречалось…

Последний километр до брода через р. Ферслевик… хорошо заболоченный лес, на дороге трава по пояс и под ней топкое болото. Продвигаемся очень короткими перебежками: пройду 50 м, посмотрю как ехать (читай бежать рядом с мотоциклом), проеду (пробегу) и потом так же Володя бежит. Да еще постоянно подсаживаемся на бревнах, которых тут видимо-невидимо. Такой темп передвижения окончательно надоел. Решаем пойти вперед пешком до ручья, найти дорогу и только тогда поехать, а, заодно, и отдохнуть. Идем.

Первые метры кажется, что это полнейший кирдык - по дороге не проехать из заболоченности и бесконечного количества бревен, в лес тоже не въехать - один сплошной завал и ничуть не суше. Настроение падает, ибо это не езда, а издевательство. Казалось бы, до ручья всего 300-400 м, но по такой дороге ехать можно 2 дня. Ручей. Да, тут джиперов не было еще - нетронутые берега, и, естественно, нет моста. С виду страшно, но в реалии - глубина по колено и довольно твердое дно. Бредем обратно. Надо сказать, что то, что казалось полнейшей засадой, мы превратили в почти асфальт. Почти все бревна - это следы зимней борьбы четырехколесных друзей или же старая гать. Где-то убрали лишнее, где-то доложили недостающее - и вот она, мотоциклетная дорога готова и мы уже на другой стороне ручья жуем энергетическое печенье, запивая целебной болотной водичкой.

Отсюда до р. Медвежки примерно 1.5 км. Но дорога несравнимо легче - просто потихоньку едется на 1 первой передаче. Завалов нет, болот нет - почти асфальт. Вынырнули на поле: травы - по руль… Здесь был лесоучасток Медвежка, но от него практически ничего не осталось - только сгнившие доски, да фрагменты домов. Сама Медвежка не широка, но черная вода пугает глубиной - у берега уже см 70... Вроде как, здесь есть мост. Разделяемся: мальчики налево, девочки направо. Иду вдоль берега, но кроме бобровых троп никаких намеков на мост. Поле закончилось, с другой стороны реки видны еще фрагменты поселка, но моста нет. Бобасу повезло больше - он нашел бобровую плотину и 3 бревна через речку, связанных проволокой. Бобры постарались на славу, а вот по тем бревнам нам явно не переехать. Ширина 1.5 метра, глубина - по середину бедра. Перетащиться можно, но только полиспастом. Возвращаемся к мотам.

Сегодняшний день это еще и день инженерно смекалки, ориентированной на оптимальное, т.е. максимально облегченное, прохождение мототранспорта. То необъезжаемые завалы бревен растаскиваем полиспастом, то гать строим, то мостик через высокое бревно. Что ж удивляться, что ровно напротив мотов с первого раза нахожу отличный брод. Вода темная, но просматриваются кувшинки на дне - а значит можно попробовать. И действительно - типа переката: несколько больших камней, и воды не выше колена - то что надо!

Свежая водичка хлюпает в мотоботах, но мошкара покоя не дает - пока двигаешься вроде ничего, но стоит остановиться - кровососы принимают в свои жаркие объятия… Пересекаем остатки бараков, насыпь узкоколейки, явно рукотворную канаву (как мы поняли, для отвода воды) и оказываемся вновь на болоте. Объевшись прошлогодней клюквой (она такая крупная и сладкая…), и, найдя дорогу дальше, решаем встать на ночевку. Все бы хорошо, но мошкара покоя не дает. Только дым костра да "зеленая дымовуха" чутка облегчает положение. Вновь загудели и зарычали "Черные Джиперы", но мы уже знаем, в чем дело. Да еще кукушка где-то совсем близко заливается. Потом вторая - и так они всю ночь в унисон пели нам колыбельную, хотя могли бы и помолчать…

Болото показало свой нрав, напомнив что кого-кого, а его уважать надо… Не успев отъехать от ночевки и 100 м, заваливаюсь на спрятавшимся во мху бревне, а Володя же успевает засадить мот в попытках припарковаться. Вытащили, подняли, да поехали дальше. Через Соколиный Мох была проложена узкоколейка для вывозки леса - и вскоре мы поняли, что это хороший подарок. Гать шириной чуть больше метра, 2 старых рельса по краям и небольшой слой мха сверху - едется как по асфальту. Часто встречаются поперечные ручьи, но джиперы закидали их бревнами и ветками, так что никаких проблеем не возникает.

Неожиданно выныриваем на широкую просеку с кучей щепы. Все, дальше "асфальт", решила я, т.к. где щепа - там лесовозы, а где лесовозы - там дорога есть. Но… Асфальт оказался не очень хорошим… Просека подболочена и вновь травы по пояс. Кроме того, щепа и доски безумно скользкие.

Вскоре пошел след. Чей - не знаю, но это явно был чей-то совсем свежий след, который вдумчиво обходил особо мокрые места. Иногда казалось, что след одиночный, иногда - что "двойной", т.е. туда и обратно. Но чей это след - человека или косолапого, не понять… А где-то далеко внизу шумит и перекатывается по порогам Сукса. И вот уже на экране навигатора появилась трасса, под колесами "включили" поле и… вот он, грейдер. За спиной 35 км забытой дороги, частички той большой Дороги Жизни, дороги ВАД 101, впереди… Мы сюда еще вернемся…

 

Продолжение следует...