Стр. 1 2 сезон 2009 г

Карельская сага

июль - август 2009г.

 

Как и все в этом году, решение ехать в Карелию родилось в последний момент. До этого у всех были другие планы, но они рушились как карточный домик, рождались новые и опять рушились… За пару дней до выезда родили примерный маршрут, собрав в кучу несвязные наметки чужих отчетов, отрытые в недрах всемирной паутины, советы и воспоминания Алексея Гарагашьяна и наше желание.

С Тихвина стартовали под мелким, противно-моросящим дождиком. Уж не знаю, что и лучше - то ли пыльный грейдер, то ли мокрый, закидывающий стекло мелкой, но прилипучей грязью. Тормознули подобрать на обочине "правильную" бутылку (2-х литровую, под запасной бензин), а вокруг столько земляники… Крупной, спелой… Поползали, объев кустики, да и двинулись дальше. Километры нудно тянутся, одно развлечение - высматривать просветы на небе, да стирать грязь со стекла.

Лодейное Поле. Наши поиски страховой компании, где можно продлить ОСАГО не увенчались успехом, пришлось брать языка. Молодая девушка на жигуленке, вероятно только получившая права, проводила нас через весь город к страховщикам, подведя к самому крыльцу, чтобы мы ни в коем случае не заблудились. Получив заветную бумажку, и отчаявшись приобрести мовиль для смазки цепи, которого нет ни в одном магазине, попилили дальше на Север.

За Видлицами свернули на Ладожские дюны пить чаю. Ладога спокойная, едва колышется и с безумно теплой водой. К этому моменту Женя успел потерять бутылку бензина на асфальте, плюс вторая бутылка протерлась в сумке, досадно конечно, ну что же - дань Богу Дорог.

Перекур у старой финской плотине на Уксе.

Ночевали около водопада на Кулисмайоки. Воды мало, но свою мощь и красоту водопад не утратил. Кто-то соорудил здесь лестницу с перилами, да и мостик, построенный нами на Новый Год несколько облагородили.

Вещи в сумках потихоньку занимали свои места, в том числе, еда на 4 дня и 8-12 литров бензина на борт. Сидя за костром, планировали дальнейший маршрут, к слову, решили не зарубаться и ехать в расслабленном темпе, без оффера, т.е. "едем пока можем, потом бросаем мотоциклы и идем пешком".

На Леппясюрью прошли без особых проблем лесными дорожками, запомнился давно заброшенный песчаный карьер, дождь успел в нем намыть два немаленьких озера - совершенно нетипичный пейзаж для здешних мест! За Леппясюрьей дали небольшого кругаля, чтоб попасть на грейдер в сторону Толвоярви. Стали попадаться остатки финских хуторов - каменные кладки с оконными и дверными проемами. Давно от сюда ушли люди, однако поля не подергиваются мелколесьем и только трава колосится вдоволь. Финские дороги, несмотря на свою "брошенность" тоже не зарастают и вполне проезжи. Однако лесовозный ус сбил нас маленько с толку, и увел в сторону. Возвращаться не хотелось, а посему решили пройти небольшим кругом, о чем в последствии нисколько не пожалели. Прямо на дороге стали попадаться грибы, ну а заросли черники все время уменьшали скорость нашего перемещения в пространстве. Такого урожая ягод я давно не видела.

На грейдере прикольно обозначены повороты - на валунах носом в верх стоит то Москвич, то Запорожец… Пили чай под тентом, обеденный дождик начинает входить в традицию.

Толвоярви. Внимательно изучив щит, предупреждающий, что мы находимся в заказнике, и объев черничник, что, кстати, не запрещалось щитом, двинули на север заповедной зоны, к макушке оз. Ала-Толвоярви, где и встали. Небо обтягивало и тревожно громыхало. Но нам не страшно, мы в домике, т.е. под тентом. Чуть позже громыхать перестало, зато засверкало и полило. В перерывах между дождевыми зарядами обкладывали костер мотоботами и носками, в надежде высушить, ну и заодно собирали чернику, и, замешивая ее со сгущенкой, лопали вкуснейший йогурт.

Утро. Тучи ушли к финнами и где-то там выливались. Мы же, прыгая по камушкам и пересекая небольшие лужи в низинах, двигались на восток, к Вегарусу. Ближе к поселку пошел широкий грейдер и стали попадаться лесовозы. Правда, не все ехали - некоторые горевали, закопавшись в рыхлом песке всеми своими колесами.

В Вегарусе докупили продукты, расспросили местного про дороги. Проехать вроде бы можно, но погранзона. Решили попробовать пойти маленькой дорожкой, которая, судя по срезу высот, идет по красивым местам. Только дорожка эта частично проходит по приграничной полосе, но решили рискнуть. Ну прогонят - так уедем…

Попили чаю у пограничного щита, перебрали собранные грибы (вечером сварим), только поехали, как в лесу заметили памятник двум красноармейцам. Звезду кто-то периодически подкрашивает - следят.

Не обманулись, дорожка выходит то вверх, то вниз к болотам, причудливо петляет. Справа попадаются выходы скальника, сквозь деревья проблескивают озера. Красиво! Вдоль старой ЛЭП повернули направо в Поросозеро. Баки уже на подходе, да и потеряли нас уже на "большой земле".

Заскочили в Салми, брошенную деревню. Мост через речку в поселке рухнул, дома разобрали, остались сараи, заборы, две садовые лилии и клубника. Одичавшая, правда, но не менее вкусная.

Устав скакать по камням, зарулили на озеро Илинен. Красота-то какая! И вода теплющая! У самой кромочки воды песчаная полоса, потом кувшинки и рябью подернутая синева… По этому поводу сегодня у нас объявлен "банный" вечер: купаемся, стираемся, ну а потом сушимся и у костра, варим красноголовики с лисичками и обгладываем черничные кусты.

А не заехать ли на Воттоваару? Рассказы про нее разные, но хотелось сложить про нее свое мнение. Гора шаманов и духов встретила нас восхитительной погодой. Устроили на плато полудневку, ну чтоб погулять и все посмотреть. На удивление, толп туристов не оказалось, возможно, нам повезло. Шаманов, правда, тоже не нашли и привет от Бороды не предали. Зато позагорали! А какие виды открываются сверху! Казалось бы - равнина, ан нет - вся исполосована грядами, между ними спрятались зеркала озер. Побрели на самую маковку. Лес здесь совсем не такой, как внизу - причудливо изогнутые, скрученные деревца, меж ними в каком-то своем порядке расставлены камни и сейды. Все стремится к жизни, и природа потихоньку восстанавливается после случившегося тут пожара, пробиваются кустики черники, и брусники, мшара занимает свое место, некоторые деревца подергиваются листиками. Время залечивает раны…

Каменистый спуск, сзади пропала фара… жду… возвращаюсь… стоят… На подсохшей луже срезало переднее колесо и ребята "поздоровались" с елочкой. Благо все обошлось без последствий. ГПС упорно заманивает на "короткую" дорожку - решили попробовать. Еду, пиная на ходу красноголовики. Тут давненько не ступали колеса, в низинках кусты тесно подступили к колеям дороги, но пока не решаются ее штурмовать, так что ехать вполне можно, хотя порой едешь в слепую, раздвигая ветки. Напуганный шумом мота зайчишка, пометавшись по дороге, упрыгал куда-то в кусты, чуть дальше поднялась стайка куропаток.

В какой то момент решили маршрут разнообразить, т.е. после Муезерского выскочить на асфальт и махнуть в Полярные Зори, т.к. туда собиралась Женя, а затем присоединиться к Гене Насырову и покататься по Хибинам. Ну, на том и порешили, а пока двигаем на Шаверскую армейскую дорогу. Широкая, накатанная рыбаками и грибниками дорога предательски сузилась и стала зарастать травой. Засмотревшись в зеркало на отстающую Женину фару, не замечаю колеи и заваливаюсь. Зеркало вдребезги… Вот и я отдала дань Богу Дорог…

Мысли о разрушенном мосте так и крутятся в голове, однако свежие следы какого-то джипа вселяют надежду. Однако нет, чуда не случилось… уткнулись в разрушенный мост. Пороги, обозначенные на карте чуть выше по течению, помочь в переправе нам нисколько не могли, ибо в бушующий и переваливающийся по камням поток даже пешком страшно спускаться - унесет сразу же. Вернулись к мосту, очистив по пути полянку костяники. Женя, взяв на себя роль разведчика-первопроходца-пловца, пустился вплавь на разведку. Но на другом берегу, дорога капитально заросла, прикинули по карте, рубилова ожидалось километров восемь. Попили чаю на берегу и решили не штурмовать переправу, а объехать, тем более что заплыв обещал быть не простой. И мы же без оффера!

Вернулись на Шаверскую дорогу уже после Тумбы. Удобных свороток для ночевки в тех местах не очень много, ткнулись на одну и через несколько километров уперлись в небольшую полянку и Ниву. Неужели облом? Вдали виднелся симпатичный мысок, вдруг туда можно проехать? Тропинка на мыс вела через болото, на мысу - изба, там 3 мужчины и женщина, которые и приехали на Ниве.

- Можно рядом с вашей Нивой палатки разбить?

- Да пожалуйста! А лучше переносите свои вещи сюда, у нас тут и дрова и баня…

Избу они срубили, это у них как дача. Приезжают сюда собирать ягоду да рыбу ловить. А что? В распоряжении практически свое озеро. Если кто и наведывается, то в гости, а гостям здесь рады. Позже они к нам на лодке приходили в гости, угостили свежепоймаными окунями, поговорили о том о сем. Истопили специально для нас баню. Порассказали про дорогу, про красивые места, про озера в окрестностях. Мы узнали, например, что от разрушенного моста, который мы объехали, заросшего всего километр, а дальше накатано. Вот мы клизматронщики! Побоялись… Но с другой стороны, иначе не поели бы окуней и с баней не сложилось... До чего же мне нравится северный народ! У нас как-то все построено вокруг денег, а тут "вот тебе поесть", "вот тебе помыться", проще и человечнее отношения на порядок. Причем, дело делается и разговор складывается без суеты и спешки, все обстоятельно. И живут эти люди исключительно лесом: весна и осень - рыба, летом - ягода, да грибы, зимой - валка леса. Вот только ребенку надо в школу ходить, потому и привязаны к цивилизации. Да еще удивило, что все вопросы конкретные, в каждой невиданной для них вещи ищут для себя какую-то полезную идею. Порасспросили про моты, причем не сколько прет сколько жрет, а конкретно: про проходимость, вместимость, упаковку вещей, выносливость и управляемость; увидели цепную пилу - тоже идея для себя, как можно подобную сделать; из обычных для нас палаток тоже что-то почерпнули для себя…

Утром они вновь забежали к нам на огонек, но уже не поболтать - закинули в машину ведра да скребки, попрощались и умчали на вырубки ягоду собирать.

Лендеры проскочили без остановок, а дальше встал вопрос, ехать по грейдеру или старой дорогой? Про старую дорогу знали только, что в начале отсутствует два моста, а выход с нее на большак "толи так, толи вот так", со слов Алексея Гарагашьяна, который проезжал здесь лет 10 назад. Сомневались мы не долго, т.к. объезд вчерашнего моста не давал покоя.

Километров через 10 хорошо накатанная дорожка, с километровыми знаками, приколоченные к деревьям, уткнулась в стоянку на краю болотины и закончилась. Спрыгнули в озеро - прощай сухие ноги. Мелко, но того и гляди, на ствол какой скользкий налетишь, ибо рябь и небольшая волна резко уменьшают видимость. Подошли к мостам, первая протока метров 50 шириной с неслабым течением, вторая - метров семь, но с крутым выходом на песчаную косу. Обе глубиной выше человеческого роста. Переправились без особых трудностей, на второй переправе испортилась погода, и пошел обеденный дождь. Пока сушились и пили чай, нас приметили рыбаки на моторке. Решили мы рыбаков удивить: когда они спросят, как мы здесь оказались, рассказать, как моты у нас по дну ездят. Но не тут-то было… никакого удивления и интереса к переправе они не проявили, как будто это обычное дело, переплывать озеро на мотоцикле.

- Ребята, а дальше дороги нет! Вы что тут вообще делаете?

- Ну, мы, типа, туристы…

- Да нет, вы не туристы, а экстрималы. И девчонку с собой взяли! Нет, вы не экстрималы, вы извращенцы! А почему рыбу не ловите?

- Дык, у нас снастей нет…

- А у нас тут изба недалече, мы обратно пойдем, заберем вас.

- Спасибо, нам ехать надо.

- Так там дороги дальше нет!.. Ладно, раз вы такие, я вам нарисую…

Начал чертить пальцем по песку.

- Карту возьмите.

- Не надо. Тут поедете, правда, дороги нет!.. но там штабеля бревен увидите слева и справа… дороги, конечно, нет, в общем, не прозеваете… потом вдоль озера… увидите кольцо, там, где лесовозы разворачиваются, ну большое такое! Там прямо не идите, вам направо. Там тоже дороги нет, но вы прямо не едьте, там мостов нет…

Потом он все-таки ручкой на атласе обозначил, где кольцо и в каком месте мы выйдем на грейдер.

В тех местах растет нормальный, довольно высокий лес, так вот, там где пониже - дорога. Колея читается, но по краям и по центру между колеями все поросло 3-х - 4-х метровыми березками и елками. Едем, точнее продираемся, валя рулем мотоцикла и ногами молодой лес. Причем ехали после дождя, и пахло то баней, то елкой, в зависимости от того, в какое дерево въехал)). Автомобиль здесь не ездил очень давно, да и пешком не часто ходят - тропы нет. Оно и неудивительно, этот участок дороги как бы вырезан из карты. Вырезан реками - мостов нет. Западнее - озера, восточнее - болота.

Через несколько километров, перебежав болотину, углядели своротку справа, судя по всему, этой дорогой выходил Алексей. Но колеи практически не читались и лес колосился во всю ивановскую. Решили довериться рыбакам, т.к. они местные, и могли здесь ходить.

Еще через километр-другой увидели штабеля бревен, затем давно брошенную, заболоченную вырубку. Выезд с нее мы искали часа полтора! Колея запуталась меж старых пней, а выход дороги зарос настолько основательно, что практически не читается на фоне остального леса. Ходили, бродили… Выход нашли - пошли искать мотоциклы. Вот тут-то обнаружилось, сколько полезностей может делать пассажир мотоцикла (т.е. Таня). Во-первых, он, ну т.е. она, резко облегчает поиски мотоциклов оставаясь рядом с ними когда мы очередной раз теряем правильное направление, во-вторых, она не имеет мотоцикла, а следовательно, не падает, не садится на бревнах, что сильно облегчает и ускоряет перемещение в пространстве, в третьих, есть свободные руки и ноги, которые оперативно приходят на помощь, в четвертых, когда окончательно запутываешься в березках, есть кому выпутать, в пятых…

Дорога, которой нет, то поднимается на пупырь, то спускается в низину. На взгорках она хорошо читается и вполне даже проезжабельна, но в низинах вновь начинается валка леса. Все высматриваем "кольцо", но пока никаких намеков на него нет. Спустились к болоту. Оно гатировано, но неизвестно, что дальше, а уже начинает смеркаться, так что встает здесь, на сухом и не заросшем пятачке дороги.

Утром, пока Таня готовила завтрак, вооружившись топором двинули на разведку и поиски того самого кольца. Через километр лесовозная добротная гать кончилась, началось болотце, лес, а за ним сухая дорожка по бору. Но не надолго - за ним вновь уперлись в кустарник. Однако что-то похожее на кольцо все же нашли, хотя находилось оно немного не там, где отметили рыбаки. Возвращаясь назад, прорубили себе "автобан" на ширину руля, убрали поваленные деревья и… заметили озеро, которое ввело нас в ступор. Дело в том, что этого озера ни на карте, ни на навигаторе не было, хотя явно блестело сквозь деревья.

Таня, уже 3 раза вскипятив чайник, ждала нас. Позавтракав, и упоковавшись доехали до места, откуда видели озеро, и пошли к нему на разведку пешком. По вырубке идти тяжело, то и дело запинаешься о пни или проваливаешься меж бревен, посему отхожу на болото. Держит оно плохо, но идти легче. До озера дойти не суждено было - нащупали ногами среди мха гать, ту самую, из толстенных бревен, пересекающую болото и уходящую в нужном направлении. Где дороги соединялись, действительно обнаружили песчаный пятак 5 на 5 метров, видимо это и было то самое кольцо. Не мудрено, что его не заметили сразу, ибо это место не просматривалось сквозь кусты. Опять ступор: неизвестное озеро, неизвестная дорога, но вроде бы туда… Ну ладно, нам направо. Гать старая, но делали на совесть - крепкая и без провалов. А вокруг болото хиленькое, человека держит с трудом.

Лес на дороге стал ниже, все мокрые места гатированы, даже мосточки через ручьи практически живые. Того и гляди, следы свежие попадутся.

Очередная вырубка, на песке видны медвежьи следы. Карта и навигатор ведет правее, в принципе и колея читается. Пробуем. 500 метров и начинается болото, причем без гати, заход в лес четко виден, но дальше - стена леса. Ни колей, ни просеки, ни даже просвета… Обходили все - тупик… Вернулись на вырубку, минут через 20 нашли продолжение гатированной дороги. Уводит она, правда, в сторону от "карточной" дороги, но общее направление - к "большаку". Да и логические рассуждения о том, что лес вывозили на "большак", а значит, дорога должна только лучше становиться убедили нас в правильности выбранной дороги.

Начали попадаться следы "Минска", судя по глубине, ездил кто-то осенью или весной. Развилка. Обе дороги натоптаны и наезжены этим самым "Минском", слева - изба, прямо - вырубка. Поднялись на вырубку. След мотоцикла растворился в березках и пнях - вновь спешились на разведку и поиски дальнейшего направления. "Мальчики направо, девочки - налево": разбрелись с Женей в разные стороны искать дорогу. Ходили, бродили… Что-то похожее на дорогу я нашла, но больно она не внятна, у Жени - вообще пусто. Обеденные тучки вот-вот разразятся дождем - спускаемся в избушку, попить чаю, отдохнуть и подумать.

Рыбацкая избушка: 2 топчана, стол, буржуйка, обложенная камнями, сухие дрова, свечка и керосинка, чай и даже сахар - все необходимое для жизни. Повсему видно, что люди здесь были, причем не так давно, в чем нас окончательно убедила бутылка из-под пива, разлива 24 мая этого года. А вот и дорога! Но… сбежав в низинку она разветвилась на 3 - выбирай любую. Две упирались в заросшие просеки, третья уходила к речке. Гать тут совсем стара, и только местами прощупывается, да и чем ближе к реке, тем выше лес, и уже мотом его не повалишь, расчищая колею. Упершись в разрушенный мост через Мечелоут и, не найдя на той стороне намеков на дорогу, поняли - не тот путь выбрали. Возвращаемся, осматривая все просеки и надеясь найти выход, но везде тупик…

Вновь зарулили на вырубку. С нее хорошо видны озера и болото внизу. На карте эти озера не обозначены, но Зумо упорно твердит, что до трассы - 2 км. Всего… или целых… Часа 2 мы нарезали круги вокруг вырубки, но все бестолку - тупик. Но как-то ведь люди сюда попали! И они же не шли 20 км по лесу к этой избушке! Ну как-то здесь сумел наследить мотоцикл! Не с неба же он свалился! Должен быть выход, и он есть, но где… Ребус, который не разгадать нельзя, а разгадать не получается…

На Женю нашла тоска… Хочется на Кольский, но пока мы в тупике… позади 2 дня прорыва по кустам, валки деревьев и поиска дороги, впереди в 2 (!) километрах грейдер… "Близок локоток, а не укусишь". Женя предлагает идти азимутом, но лес этому не особо способствует - постоянные завалы, мокрые болотины. К тому же вновь сгустились тучи и вот-вот ливанет. Вернулись к избе. Таня, ждавшая от нас хороших вестей совсем взгрустнула, мы же, разложив карты и сверяя их с навигатором, сели думать.

Идеи две: вернуться на пустом моте на предыдущую вырубку и поискать альтернативную дорогу. Но с бензином уже не густо и жечь его не особо хочется. Второй же вариант - вновь на пешую разведку. Попытаться пройти азимутом, вдруг найдем тропу до грейдера или сможем прорубиться напрямки, ну и посмотреть на речку, которая должна нам преградить путь. Для начала выбрали второй вариант.

От подножья вырубки в сторону грейдера расстилалось большое болото, практически без деревьев, зато с морошкой и прошлогодней, сладкой клюквой. Пошли по краю и действительно наткнулись на слабо читаемую тропку, бегущую прямо через болото на островок леса. На островке тропка совсем слабо читалась и скорее просто угадывалась по сбитой ногами коре с упавших деревьев, да редким обломанным веткам. И вновь началось болото, немного длиннее предыдущего и чуть более жидкое, с окнами. Однако тропка звала дальше и вот он! Выход! Хорошо накатанная грунтовка! Много ли надо человеку для счастья? В этот момент, сидя на обочине, мы были самыми счастливыми людьми на свете! Мы разгадали ребус, мы нашли выход, мы знаем, куда завтра ехать! И уже не важно, что где-то еще есть речка, что неизвестно, есть ли мост и, если нет, то как ее форсировать - для нас все уже позади! Дошли до реки - моста нет, но река не глубокая, чуть выше колена. Настораживают только скользкие бревна на дне, но потихоньку переедем. Назад возвращались в отличном настроении. Итого, в общей сумме 500 метров болота, метров 200 по лесу и брод. Решили утром разгрузить моты и бежать через болото в кроссовках - так и легче, и мотоботы останутся сухими.

Вернулись к избушке. От хорошей новости настроение у Тани как на лифте, взлетело вверх, и печка сразу разгорелась, даже дождь закончился.

Резались в дурня, потом легли спать, не помню уже кто победил. К слову, спалось хреново, т.к. с вечера от души натопили буржуйку и выгнали зеленой дымовухой всех кровососов, но в избе, видимо, была пара щелей, что под утро вся изба вновь была в комарах и мошке. Пришлось среди ночи вновь заводить дымовуху и укутываться в спальник.

Утром сделали так как задумывали. Пока мы с Женей ехали, а в основном, бежали рядом с мотами, Таня в бахилах переносила шмотки. Форсирование болот и речки прошло на удивление быстро и вот уже обсушиваемся возле костра и пьем чай. Впереди - грейдер на Волому и Муезерский.

Читать дальше