Стр. 1 2 3 4 сезон 2008 г

Хотели Севера - получите!

02 июля - 15 июля 2008г.

 

Чем дальше мы продвигались к югу, тем лучше становилась погода. Из октября постепенно возвращались к лету. Поредели облака, начало пригревать солнце и ветер уже не задувал так сильно. В Мурманск снова приходит лето? И опять без нас?))).

Проехав по шоссе до Оленегорска, мы наконец повернули - в сторону Ловозера и увидели далекие горы у горизонта. Казалось, что еще немного, и мы окажемся у их подножия. Но даже через час безостановочного движения они не стали ближе, разве что немного поднялись вверх. Так и двигались - мы к ним, а они от нас))). Когда подошли к повороту на Ревду, то решили сразу идти на "Тысячу ручьев", потому что день был в разгаре, а планировали прохождение достаточно сложного участка. И неизвестно, когда и где мы снова встанем на ночлег. Ловозеро и его окрестности остались в наших "долгах". Еще около десятка километров шоссе - и мы въехали в Ревду. Здесь мы остановились, чтобы заправиться и пополнить запасы. И оказалось не зря, потому что - Ревда - удивительный городок.

К нам отнеслись очень доброжелательно и на АЗС, и в магазине, и просто на улице. Нам даже не пришлось особенно расспрашивать, все что нам нужно, местные жители рассказали сами. Без труда нашли выезд из города, поворот на нужную нам дорогу вдоль разобранной "железки". Кстати, разобрали ее совсем недавно, пару лет назад.

Прощай Ревда, мы будем вспоминать этой небольшой и светлый городок, с улиц которого видны сопки со следами снежников, с самыми добрыми чувствами.

Проехав немного вперед, мы спустились вниз, к дороге на поселок Октябрьский, которая у джиперов называется - "Тысяча ручьев".

Так оно и есть. Дорогу пересекают множество ручьев и речек. Они бегут поперек и вдоль, задерживаются в виде прозрачных луж и водоемов, или просто перебегают оставляя небольшие промоины и вылизанные водой каменистые россыпи. В общем, очень интересная и красивая дорога. В этой части Кольского полуострова растительность буйствует (по северным меркам))), края дороги обрамлены густо заросшим кустарником и невысоким смешанным лесом. Прохождение этого участка, до поселка Пунча было несложным. Если впереди встречался действительно глубокий брод, то всегда можно было выйти на узкоколейку и слегка протрясясь на шпалах, объехать его. Но такое случалось нечасто. Дно, как правило было каменистое и плотное, и после практики, полученной на Рыбачьем, все проходилось на "ура".

Вот так, незаметно, с чаепитием, и редкими перекурами добрались до Пунчи. Поселок не показался нам привлекательным, ощущалась заброшенность. Это место подарило нам всего лишь несколько очень красивых кадров с видом на Умбозеро.

Поэтому не задерживаясь пошли прямо, на Октябрьский. И как будто кто-то поменял декорации. Красота "Ручьев" исчезла, уступив место просто дороге для банального перемещения. Откуда ни возьмись, среди камней появилась глина, колеи стали скользкими. Лужи утратили свою привлекательность и "мыть колеса" уже не хотелось. Мы опять перешли на практику объездов - по обочинам, по насыпи. Встретили рыбаков, по их словам ничего интересного уже не будет, началась обычная доездка. Несмотря на "бытовой" характер дороги, периодически открывались красивые виды на болото, горы, на незавершающийся закат.

Дело уже шло к ночи, но вставать здесь абсолютно не хотелось. Решили ехать до Октябрьского. Перемахнули через пару мостов, взобрались на крутую насыпь, проскочили Октябрьский и спустившись южнее, нашли очень неплохое место для ночевки у красивого озера. Оно ничем бы не отличалось от других мест, но одна особенность была - в радиусе пятисот метров не было ни одного сухого ствола! Наломать сухих веток толщиной с руку от стволов огромных елей можно было сколько угодно, а вот сухостоя не было вообще. Странное место.

На следующий день запланировали выйти на Умбу через Ингу. Но почему-то с утра не поехалось. Даже упал разок на песчаном грейдере. Видимо мотоцикл знал, что нас ждет - самый мокрый день за весь поход. С неба начал сеяться мелкий дождик. Для начала терпимо. Укатанный грейдер уводил нас в сторону очередных маршрутных точек. На основной карте этих дорог не было, поэтому шли по точкам, изредка сверяясь с бумажной картой и накатанными колеями. Особенностью данного участка стал "грязный триал". Это когда дорога была размыта ручьями, но вода уже встала и вокруг камней образовались песчано-глинистые грязевые лужи. Повторюсь, что после Рыбачьего подобная езда по камням уже не доставляла проблем, но плескание в грязи было крайне неприятным. Мы то уже привыкли к чистой водичке))) Наконец дорога стала посуше, но песчаное покрытие было густо усыпано спинами торчащих камней. Мы лавировали между ними выписывая всевозможные зигзаги и синусоиды. Сверху сыпал мелкий дождик.

И вдруг дорога неожиданно вывела на самый настоящий аэродром. Почти до горизонта протянулась взлетно-посадочная полоса. Вот это сюрприз! Отожгли немного. Место это накатанное, попадаются встречные автомобили - в основном рыбаки.

Снова свернули по дороге в лес, и прошли по нему в сторону поселка Инга. По пути попадались лежневки, старые проваленные гати, лужи, каменистые подъемы. Все это проезжалось краями, кустами, болотцами. Вот и поселок Инга. Можно вздохнуть. Поселок большой, ухоженный, много домиков. Переехали по гниленькому мосту через речку, разговорились с местными :

- А вы то как сюда попадаете?

- Мы - по летнику.

- А мы как же тогда (с удивлением глядя в GPS)

- Вы по зимнику...

Нда, местные жители, в отличие от нас по нормальной дороге ездят, параллельно проложена. А вот насчет следующего участка высказались однозначно и пессисмистично - "туда даже уазики не суются. Если конечно хотите, то езжайте..." (Особенности межрайонных дорог - они никому не нужны). Нас конечно не напугали, раз зимником прошли, то почему бы и эту дорогу не осилить. Пошли, и в результате попали на участок, состоящий из трех километров луж. Причем настоящих, с мутной водой и бревнами на дне, с размешанными заболоченными обочинами и глубокими колеями на объездах. (Вспомнились наши весенние покатушки по ленинградской области - по лесам да болотам, по колено в тине и мху). Соваться в основную колею небезопасно, запросто можно "утопить" мотоцикл. Поэтому шли объездами, пока они были. На одном из участков не осталось никакого выбора - только по бровке шириной 30-40 сантиметров. Мотоциклы проводили вдвоем, справа и слева, один на ручке газа, другой на сцеплении, одной на ногой на бровке, другой по колено и выше в жиже. Но переправились... Потом смеялись, представляя в лицах, кто как висел над водой, и кто как подпирал мот...

Но в тот момент, честно говоря, достало! Мокрые до нитки, преодолевали лужу за лужей, которым не видно конца. Вдруг, на очередной засаде, встретились с москвичами, которые двигались встречным направлением на большом красивом джипе. С их слов мы поняли, что наши упражнения по преодолению бездорожья закончились. Дальше такого уже будет. Как же мы были благодарны им за добрую весть. В свою очередь мы пожелали им удачи, любезно предупредив, что их ждет впереди. Но при этом упомянули про "Тысячу ручьев", вот там будет истинная награда за нелегкий путь. Красивая, интересная трасса!

А для нас бездорожье практически закончилось, после Муны ехали, как по асфальту. Вот только один брод, не то чтобы глубокий, но с крупными камнями и быстрым течением заставил побороться. Брали вдвоем - один ведет мотоцикл, а второй страхует - толи держа мот, толи держась за него.

Изредка попадалась подсыпка красным песком, на нем почему-то сильно заносило. Но привыкли... И опять лавировали между камнями, выписывая всевозможные зигзаги и синусоиды. Сверху сыпал и сыпал мелкий дождик...

Умбу мы проехали уже поздно вечером. Нужно было искать место для ночевки, ибо замерзли настолько, что мысль ехать в Кемь и на Соловки даже не проникла в голову. Решили, что в этот раз встанем на берегу Белого моря, поэтому поехали на запад. Примерно через двадцать километров шоссе и получаса блуждания в прибрежном лесочке, остановились в устье реки Черной.

В разгар "лета" тут наверно полно отдыхающих, но в данный момент никого не было. Нас это устраивало, очень хотелось отдохнуть и просушиться. Мы были мокрые до самой последней нитки. И кстати, мой многострадальный дождевик в конце концов превратился в фрагменты ткани, скрепленные скотчем. То колючая проволока, то кустарники, то камни и падения доканали его и он стал никаким. Поэтому, собираясь в поход, берите хорошую, крепкую гидрашку и обязательно сменную обувь. Очень помогают от холода и сырости.

Собрали дрова со всей округи и уже ни в чем себе не отказывали. Костер горел, одежда и обувь сохли, ужин готовился. Белое море слабо шевелило волнами чуть слышно накатывая на прибрежный песок, приглашало ко сну. Но разоспаться не удалось. С полночи приехали местные почтовики и гуляли недалеко на всю катушку. Поэтому утром мы быстро смотались от гама и шума. Ехали не быстро, словно прощаясь с Севером. По пути остановились посмотреть на Кандалашский залив. Красота далеких гор не отпускала, простояли минут двадцать, фотографировали, и просто смотрели. Такую картинку, да на календарь, и повесить на стену на долгие годы))).

А на мурманской трассе произошла незапланированная, но очень приятная встреча. Таня ТНК и Горыныч ехали на север, встречным нам курсом. Остановились, поболтали, пофотографиговались. На прощание обнялись и пожелали друг другу доброй дороги.

Двинулись дальше. Экономя время, которого и так осталось слишком мало, пролетели мимо отворота на Кемь и через сотню километров свернули к лесному озеру. Прости нас, Эдик. Мы проехали мимо. В следующий раз обязательно заедем, клянемся ступицей заднего колеса))).

Встали рядом с москвичами, совершавшими авто-мото-пеший поход. Т.е. едут на мотоцикле Урал-Вояж в сопровождении авто, затем собираются идти пешком. И тоже на Рыбачий))). Вечером посидели вместе, поговорили. Озеро, костер и пиво дополняли уютную атмосферу. Спать легли, соответственно опять поздно. Да и на самом деле, что такое поздно, когда солнце практически не заходит и часы забыты дома?))).

В общем то, и встали тоже не рано. А по пути к Петрозаводску мы заехали к еще одному водопаду (сколько же мы увидали их за эти две недели!), в - парк-заповедник Кивач.

Еще раз убедились, какие же они все разные, эти водопады. Начиная от могучего, с неистовой энергетикой на реке Кулисмайоки, злобного и жестокого, что под мостом на полуострове Средний, до звенящего на реке Олонга, и спокойного до флегматичности Кивача. Да-да, таким он мне показался. Вода безо всякого напряжения скатывается с камней и подныривает под поверхность нижнего порога. При этом, только поднимающиеся со дна пузырьки воздуха выдают тайное движение. Даже небольшое облако брызг и пена у основания не придают устрашающего вида этому, отнюдь немаленькому чуду природы. Вот такой он, Кивач.

Следующая остановка - на берегу Онеги. Проехали Петрозаводск, захотелось остановиться, передохнуть. Вдруг возникшая мысль - "Где бы взять воды?", насмешила - озера что ли мало? Вот оно, большое, родное. Вода переливчато плещется под ногами, смывая пыль дальних дорог. Шум Онеги невозможно не узнать. Он такой единственный, заставляющий замирать надолго, и слушать, слушать...

Пора бы и домой. Но, как оказалось, опять неожиданно наступил вечер (счастливые часов не наблюдают?), и мы едва успели на последний паром через реку Свирь. Небольшой рывок, и - мы в Ленинградской области.

Не было смысла гнать в ночи, пытаясь преодолеть последние двести километров, и мы снова встали на ночевку. Последнюю в этом походе. Небольшое озеро приютило нас на своем берегу. Рыбаки иногда посещают это место, поэтому имеется кострище, скамейка, немного дров для разведения огня. Солнце садилось уже по настоящему, по-ленинградски. Хотя ночи белые, но закат был уже всамделишный.

Стемнело, и вскоре услышали негромкие громовые раскаты - это вдалеке бушевала гроза. Здесь же было настолько тихо, что не верилось, что она докатится и досюда. Докатилась, и еще как! В кромешной тишине послышался шум - шум набегающей волны дождя. Еще тихо, но шум надвигается стеной и... накрыло... Снаружи палатки буйствовала стихия. Молнии сверкали настолько ослепительно, что на мгновение глаза отказывались видеть, ослепленные вспышками. Гром, то прокатывался издалека, то с оглушительным треском лопался на самой головой. Ветер, притаившись, набирался сил и затем обрушивался всей мощью, пытаясь если не унести палатку, то хотя бы сложить ее и смыть, призывая в помощь дождь. Небесная вода хлестала так, что на мотоциклах номера отмылись от грязи и сверкали как новенькие))).

Потрепав палатку гроза затихла, и шум так же стеной удалялся прочь. И вновь настала тишина. Но не надолго. Собравшись с силами, новые порции дождя, ветра и молний вновь обрушивались на нас, проверяя палатку на прочность...

К утру все стихло. Дальнейший путь не был насыщен приключениями, просто дорога домой. Тихвин, Петербург, вот и все. Сказать, что стало грустно - это неправда. Загрустилось немножко раньше. От того, что поход заканчивается, что так мало времени прошло в пути, что не все запланированное удалось совершить. Да и просто, словами трудно объяснить те ощущения, которые испытываешь в дороге. Гармония человека и природы. Поэтому, осталось написать - самые последние слова, которые родились на крайней точке земли, но высказать удалось только сейчас...

Уже дома, сидя на диване с теплой кошкой на коленях, начинаешь понимать, что Север невозможно покорить. Люди могут придти на Север, могут жить и уйти. Но не покорить его. Север слишком велик и суров. Он предъявляет самые строгие требования к человеку, делая настоящим все - силы, душу, мысли. Для тех же, кто нашел в себе эти качества, открывается красота Севера, и уже не отпускает всю оставшуюся жизнь. Навсегда.

В начало

Hosted by uCoz