стр 1 2 сезон 2004 г

"Ладога - 2004 или записки штурмана"

поход вокруг Ладожского озера. июнь 2004г.

 

Саша, Сашка, Александра, для близких друзей Шурик - такая разная она. Что и говорить о том, что жизнь её замирает зимой и окрашивается во все цвета леса, неба, воды и дороги в СЕЗОН. СЕЗОН - это не просто теплое время года, это - магия дороги, скорости и походов.

Честно говоря, к предложению поехать вокруг Ладожского озера я сначала отнеслась как к шутке. Прошагать около 1000 километров на мотоцикле; переночевать в лесу в палатке для меня, городского человека до мозга костей, было что-то немыслимое. Однако, уже через несколько дней внезапно навалившиеся проблемы заставили меня задуматься над возможностью получить порцию неизгладимых впечатлений и "проветрить мозги". И было решено: едем!

Вследствие поспешно принятого решения сборы были недолгими. Но первое, что мы сделали - залезли в интернет выяснить погоду. По понятным причинам попасть под дождь нам не хотелось, поэтому решили выезжать в субботу с утра. Это обеспечивали нам возможность уехать от дождя, намечавшегося в Питере и окрестностях вечером субботы. Следующим пунктом сборов значились поиски спальника и подходящей экипировки. Разумеется, Шурика все необходимое было, но только в единственном экземпляре. На мое счастье мы смогли найти дополнительный спальный мешок и непромокаемую куртку. Таким образом, вопрос экипировки был успешно разрешен. Наверно, не стоит долго задерживаться на таких необходимых моментах, как покупка фотопленки, расчет дневного рациона на человека и строгое предупреждение: "не жаловаться". Последний вечер перед выездом посвятили "созданию" ФЛАГА. Происходило это следующим образом: у знакомых раздобыли кусок белой ткани (оказалась старая пеленка ), маркер. Не долго думая, написали "ЛАДОГА 2004" и наверху "мотопробег"; счастливо сфотографировавшись на память, разошлись спать.

Подъем состоялся в 6 часов утра; после завтрака начались непосредственные приготовления к отъезду: в первую очередь закрепили флаг, затем привязали и упаковали вещи. Ласточка завелась сразу же. Усевшись, ударили по рукам и поехали.

До выезда на трассу. Несмотря на то, что время было ранее, на выезде из города встретили множество машин, видимо, все торопились на дачи и загород на пикники. Сначала я чувствовала себя неловко из-за недоумевающих взглядов, которыми нас провожали немногочисленные прохожие, пассажиры рядом идущих машин и инспектора ГИБДД, но быстро вошла во вкус и с нескрываемой гордостью оглядывалась на развивающийся флаг. Поворотники у Ласточки не работали и приходилось показывать поворот вручную. Хотя у меня и был опыт показывать повороты, но это было на велосипеде. Где-то в районе Полюстровского проспекта я первый раз попробовала себя в качестве поворотника мотоцикла.

На трассе. После выхода на трассу ехать стало свободнее и приятнее. Тянулись машины дачников с такими же удивленными лицами в окнах: два примерно одинаково одетых человека на мотоцикле в шлемах через которые невозможно отличить кто юноша, а кто девушка. Ощущение дикого азарта, интриги так и оставшейся неразгаданной - вот, что испытываешь мчась по ветру навстречу новым впечатлениям.

Первая достопримечательность оказавшаяся на нашем пути был памятник Полуторке. Этот памятник стоит за деревней Дусьево около поворота на Кобону. Как известно, с Кобоны во времена Великой Отечественной войны начиналась Дорога Жизни и полуторка широко использовалась. Пролетая мимо памятнику Полуторке, невольно задумываешься над тем, сколько жизней спасла эта машина, как ждали жители блокадного Ленинграда эту известную машину, которая везла им фактически жизнь. Но скорость не позволяет тратить много времени на что-то одно. Вот уже Саша поднимает руку в приветственно жесте и, через несколько секунд, рядом проноситься мотоцикл. После того, как нас обогнал второй байкер, Саша сказала: "Они едут вместе". После пятого она спросила: "Куда они все идут? Неужели я чего-то не знаю?" Я ни разу не был на байкерских слетах, но если судить по тому, как загораются глаза Шурика при рассказе про них - там таится нечто такое, что можно понять только если скорость и дорога у тебя в крови смешаны с бензином и маслом. Все проезжающие байкеры с нами здоровались простым поднятием руки и только последний, обогнавший нас, прямо на ходу поинтересовался, куда мы идем. Перекричав ветер, мы ответили. Нельзя было не заметить и некоторые отличия всех предыдущих от последнего: он шел серьезно груженый (без труда угадывался спальный мешок, а за плечами, почти на все пассажирское сиденье был огромный рюкзак), ехал без номеров (!!!).

После недолгих колебаний решили, несмотря на большой соблазн, наш маршрут следования не менять и повернули на Волхов. Судя по всему, встретившиеся любители мотоциклов, ушли в другую сторону, так как никого из них мы дальше не встретили.

Крепость "Старая Ладога". До Старой Ладоги мы добрались без приключений. Остановку там можно считать первым большим привалом. Хотя это был не столько привал, сколько променад. Мы остановились около самой крепости. При входе продают копченую рыбу, источающую пьянящие запахи. Быстро пристроив шлемы у ребят, продающих рыбу, мы двинулись в крепость.

На наше счастье вход на территорию крепости оказался бесплатным. Из местной флоры нас очень заинтересовала крапива. Листочки у неё были как у обычной крапивы, но цвела она как-то по-другому. Я считала, что это другой сорт, а Саша утверждала, что это самая обычная крапива, которой много в наших краях.

Как значилось на табличке при входе, эта крепость была впервые построена в 12 веке, затем реконструирована в 15 веке, и уже в последний раз перестраивалась в 19 веке. Хотя, конечно, и дилетант отличит современные кирпичи в сводах арок от древних камней в последнем ряду укреплений, выходящих бойницами на реку Волхов.

Во дворе Староладожской крепости находятся две церкви: деревянная церковь Дмитрия Солунского и Георгиевский собор. В обе церкви вход платный. В церкви Дмитрия Солунского музей быта, но он был закрыт по каким-то причинам. На двери этой церкви стоит старинный железный замок (до сих пор работающий), впечатляющий конструкцией и формой.

Если идти с внутреннего двора, то, пройдя первый ряд укреплений, можно заметить небольшой проход вниз. Нам, современным людям далеко не богатырских размеров, в нем до стен оставалось примерно по 15 сантиметров с каждой стороны. Поэтому для нас так и осталось загадкой как по этим проходам когда - то в глубокой древности бежали к своим боевым постам по тревоге бойцы, да еще и с оружием? Минуя несколько поворотов, по низким ступенькам, попадаешь в центр круглой площадки Раскатной башни. От неё отходят четыре маленьких коридорчика к бойницам подошвенного боя. Попадая в этот коридор, широкий в начале и сужающийся к концу до размеров человеческого тела невольно вспоминаешь книги и фильмы из детства с образами былинных богатырей. В современном состоянии окошки бойниц находятся немного выше земли, и через них отлично просматривается весь берег и река.

Как же мы могли удержаться, чтобы не залезть в самые непролазные места и не походить по стенам? Около второй башни специально для туристов оставлен незаделанный пролом в стене. Мне безумно хотелось еще погулять по крепости, пофотографироваться, подробнее все рассмотреть, но+. Саша меня торопила. Посему было решено в окрестностях осмотреть древние курганы и ближайшую церковь Успения Богородицы.

Напротив крепости, на берегу Волхова, возвышаются остатки курганов VIII-X вв. Это урочище Плакун. Близко к ним подъехать не смогли - посмотрели издалека. Изыскания в Интернете по приезду показали, что мы не доехали до церкви Рождества Иоанна Предтечи и не выяснили где находится Олегова могила. Отсюда мораль: надо тщательнее готовиться к путешествию.J Зато мы набрали освященной воды около церкви Успения Богородицы. Предложение привести этой водицы домой Саша решительно отвергла как и шутки о возможном чудесном действии этой воды на наше материальное благосостояние. В церковь зайти не решились: она действующая, а выглядели мы, мягко говоря, по-дорожному. Кстати, машина, стоявшая рядом с нами имела питерские номера, видимо, есть что-то в этой водице, что за ней из Питера едут.

После небольшого перекуса мы двинулись дальше. При этом Шурик торжественно обещала, что нас остановят на Волховском посту ГИБДД, потому что её там уже знают и всегда останавливают. Из тучи мы к тому времени окончательно выехали и можно было ехать без перчаток и с открытым забралом шлема.

Однако, несмотря на ожидания остановки на посту, этого не случилось. Стражи дороги занимались другим, видимо, более непослушным водителем и мы их успешно миновали. Чем дальше мы удалялись от Питера, тем чище становился воздух. Местами появлялся запах небезызвестного органического удобрения, но и все сильнее ощущался запах хвойных лесов. Видели мы в пути разных людей, много машин и отметины чьих-то судеб в виде придорожных крестов.

Следующей "достопримечательностью" на нашем пути оказался мост через реку Свирь. Сначала необходимо преодолеть запутанную развязку, а на мосту ждет еще больший сюрприз: на мосту нет асфальта. Наверно, именно из-за этого река показалась мне большой. Само собой, что скорость на этом мосту обратно пропорциональна количеству ям, а ям там хватает.

Так мы ехали, иногда останавливались для "перекура", а во время очередной остановки Саша не удержалась и легла на обочину. Эх, хороший получился кадр!

Следующий пост ГИБДД (это уже была граница с Карелией) нам не удалось миновать так же просто, как предыдущий. Все-таки нас остановили. Но стрелянного воробья на мякине не проведешь. Ехали мы строго соблюдая скоростной режим и доблестному служителю ГИБДД ничего не оставалось как проверить документы и отпустить нас. Приятно удивил интерес и доброжелательность.

- Что, пробег?

- Да.

- Желаю удачи.

После въезда на территорию Карелии названия населенных пунктов становились все более непривычными, что, в общем-то, и понятно. Речка Мегрега не избежала скорбной участи: я обозвала её Мегерой.

В городах, поселках и деревнях постоянно встречались дублирующие вывески на финском языке. В Олонце нашли место бывшего лагеря военнопленных. Очень интересные пешеходные мосты: то сгнившие, деревянные, то вантовые.

Дальше проехали Салми, Питкяранту и Импилахти. Пожалуй, примечательного по дороге мало. Природа, однако, выше всяких похвал. Скалистые берега озера, сосновые боры, тишина и покой. Машин мало - ты хозяин дороги. В населенных пунктах взгляд непроизвольно останавливается на различиях в архитектуре. Рядом с типичными домами, постройки советских времен соседствуют ухоженные домики "финской" постройки.

В Карелии дороги хуже ленинградских. Моё "седалище" крепко от них пострадало. Из особенностей карельских дорог, пожалуй, стоит отметить их дорожные знаки. Когда мы первый раз увидели знак крутого поворота, нарисованный на придорожном валуне, мы не придали этому большого значения. Но Карелия есть Карелия: прямой участок дороги там не часто встретишь. И перед каждым таким поворотом, как и положено, был знак, но почти все они были нарисованы именно на валунах по обочине. Достойное рац. предложение.

 

читать дальше