стр 1 2 сезон 2004 г

"Ладога - 2004 или записки штурмана"

поход вокруг Ладожского озера. июнь 2004г.

Немного забегая вперед, расскажу, что представляют карельские дороги не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Пик "американских горок" пришелся на утро второго дня. Если вы поедете на машине, вы, скорее всего не почувствуете эти доли секунды невесомости. Когда, взлетая на вершину холма, и не видя, куда ты едешь, ты успеваешь сказать только "а-а-а-а-а!!!!!!" и уже летишь по отвесной вниз. Непередаваемый по своей силе поток эмоций выплескиваем мы друг на друга во время очередного "перекура" после таких полетов.

Разрушенная плотина. К вечеру первого дня дорога значительно отдалилась от берега Ладоги. И справа и слева в основном был лес. Проехали несколько деревень. Но стоило мне зазеваться, как тут же я пропустила интересное. За неширокой полосой леса мы увидели бурную реку и непонятное сооружение. Вернее, увидела его Саша, а я как обычно зевала по сторонам.

На первый взгляд это напоминало разрушенный мост. Две огромных стены с каждой стороны реки. Те же огромные камни, которых так много в Карелии. Призывая на помощь всю мощь коллективного разума, мы так и не смогли понять что же это было изначально. И тут, о счастье, увидели мальчика, который пришел порыбачить. При естественной склонности характера и при походной жизни у Саши выработаны удивительные навыки коммуникации. Мальчик был "допрошен". Как выяснилось, раньше здесь была плотина и мельница. А мы, двое людей с высшим образованием, не додумались до такой элементарной вещи!

Ночевка. После Импилахти где-то около 8 часов вечера мы начали подыскивать место для ночевки. Маленькие дорожки Шурик называла "своротками" - честно говоря, я первый раз слышала это слово. В поисках места, достойного нас приютить на ночь, мы проехались по нескольким свороткам. Шурик меня сразила на повал своей вездеходностью: я по таким дорожкам не решился бы ехать даже на велосипеде, а не то, что на мотоцикле. Мы надеялись найти местечко поближе к самому озеру, но нам это никак не удавалось и мы решили остановиться на очередной подходящей своротке.

Вот тут-то мне и досталось по полной программе. Вся моя туристская невежественность здесь проявилась в полной мере: оказалось, что я не умею ставить палатку, не умею вязать узлы и вообще не умею ничего. Мне быстро был проведен ликбез и остатки своей половины палатки я сделала сама, хотя, конечно, не так быстро и не так качественно как Саша.

Затем встал вопрос о хлебе насущном. Мы перетряхнули все места, где могли прятаться макароны, но их ни где не было! В панику мы, конечно, впадать не стали - это последнее дело. Скорее это нас позабавило, хоть кушать и хотелось. Макароны я забыла (закупка продовольствия была возложена на меня), но у нас были целых две банки тушенки. Ничего не оставалось делать, как только разогреть одну банку и, подшучивая над моей забывчивостью, её съесть. Пока суть да дело день клонился к вечеру. Спальные мешки были уже разостланы, тушенка съедена, чай выпит, и пора было готовиться ко сну. В основном эта подготовка заключалась в том, чтобы разместиться вдвоем и с вещами в одноместной палатке. Как в этой палатке поместились четверо (по рассказам Саши) я так и не смогла себе представить.

Тут мне был проведен очередной ликбез по поводу спального мешка. Казалось бы чего в нем неизвестного? Все просто и понятно: ложишься, застегиваешься и спишь, как в "Кавказской пленнице". Премудрость оказалась в количестве одежды, оставляемой на себе на ночь. В моем спальном мешке можно было спать до 00С (!), посему можно было оставить на себе только один слой одежды, что я и сделала. А еще у моего спальника был капюшон. Капюшон пригодился ближе к утру, когда в палатку забралась утренняя прохлада.

А как утром не хотелось вставать, но ничего не поделаешь: поход есть поход. Немного понежившись на последок, мы вылезли из палатки, и оказались среди травы, покрытой росой, паутинок в капельках влаги, мокрой, но уже проснувшейся мошкары. Впрочем, мошкара и комары не дали нам времени расслабляться и довольно скоро начала проявлять огромный интерес к нашей теплокровности. Пришлось обильно намазаться репеллентом.

Завтрак был идентичен ужину: банка разогретой тушенки с хлебом и чай. Время шло, солнце поднималось и пора было ехать. Разбор палатки мне доставил гораздо более удовольствие, чем её установка. Упаковались, погрузились и поехали дальше.

Ихаланийоли. О "чисто русских" названиях в Карелии уже было написано несколько слов. Постепенно к ним привыкаешь, и даже на ходу получается их читать. Но было несколько названий, которые нас поразили. Первое мы проехали на скорости и не успели прочитать. На ближайшей остановке долго смеялись и пытались восстановить его по отдельным запомнившимся буквам. Ничего не вышло кроме "фуукуу..." или нечто похожее.

Второе название запомнилось лучше: Ихаланийоли. Сначала встретилась деревня Ихала, а сразу же за ней речка Ихаланийоли. Кроме примечательного названия речка эта и сама по себе заслуживает внимания. Когда едешь по новому мосту, справа виден только старый мост постройки 1900 года. Слева течет река. Кажется, что река появляется из ниоткуда. На самом же деле такой "обман зрения" получается потому, что новый мост гораздо выше старого. Любопытство заставило нас вспомнить физику для того, что хотя бы примерно вычислить высоту моста. Получилось около 40 метров.

Крепость Корела. Крепость Корела - это главная достопримечательность г. Приозерска. Приозерск небольшой приятный тихий городок. Ни много ни мало в 145 км. к северу от Питера.

Приехали мы туда уже после обеда. Погода была прекрасная: солнышко, приятный свежий ветер и никаких предвестников дождя. Слева от дороги, ведущей в город, находится крепость. Сооружение величественное - мимо не проедешь.

Для начала нашли местный рынок; пополнили свои запасы фотопленки и печенья.

Вход в крепость платный - 5 рублей. При входе название крепости по-русски и по-фински. На гербе, висящим под названием, значится 1310 год - год сооружения новых земляных валов, хотя как таковая крепость существовала и раньше. Крепость окружена водой - Вуоксой. Очень приятные каменные берега каналов; сама вода проточная и от того чистая и свежая. Местные жители, привыкшие к такой красоте, неторопливо совершают моцион. В отличие от них, мы, порядком запылившиеся за эти два дня, и под припекающим солнцем не могли не совершить "культового омовения".

Стены крепости выложены из огромных камней. Справедливости ради надо отметить, что высота этих стен не впечатляет. На протяжении всей нашей прогулки мы гадали: были ли стены изначально невысокие или так сильно вросли в землю. Оказалось первое. Кстати, немного прогулявшись вдоль крепостной стены, мы нашли таки "дырку в заборе" т.е. разрушившеюся часть стены, через которую можно легко попасть на территорию, ничего не платя.

На Круглую (или Пугачеву) башню мы, к сожалению, не попали. Тетушка-смотритель куда-то ушла и закрыла башню. А вообще-то там проходят экскурсии. Можно подняться на самый верх и обозревать панораму.

Пожалуй, самое примечательное в крепости - это проходы в стенах. С одной стороны они закрыты решетчатыми воротами, так, что сейчас проход не сквозной. Если оценивать эти проходы с точки зрения техники, то построены они изумительно правильно: узкий и длинный коридор образует волновод, который позволяет слышать мельчайшие шорохи с другой стороны. Можно долго рассказывать о каких-то отдельных моментах, но даже Льву Толстому было бы, наверно, не под силу передать словами ту умиротворенность и спокойствие которые царят в крепости.

Еще одна достопримечательность Приозерска - танк-памятник, установленный в 2000 году в память о боях за Карельский перешеек (установлен около входа в крепость). Местная детвора прекрасно справляется со всеми препятствиями ради того, что бы залезть на ствол танка. Общее впечатление от Приозерска удивительно светлое; мне даже захотелось там жить.

Вуокса. Многие жители Питера и окрестностей часто выезжают на Вуоксу. Кто-то на озёра порыбачить, кто-то на реку сплавиться на байдарках или каноэ. На своем пути мы видели Вуоксу и тихую, и бурную. Около Лосево остановились посмотреть на байдарочников. Течением разворачивало байдарки, гребцы изо всех сил старались их развернуть. Многие так и уходили с порога боком или спиной, и только чуть дальше на спокойной воде разворачивались.

Возвращение. Поскольку опыта таких путешествий у меня раньше не было, то усталость начала сказываться после обеда второго дня. От Саши было получено задание: смотреть в оба и искать ландыши. Конечно же, ландыши я проспала, в отличие от Саши. Ландышей мы собрали два отличных букета. Эти белые цветы так странно смотрятся на грязной обочине дороги.

В город мы въехали уже вечером. Было на удивление не много машин. Подъезжая к дому, в голову приходило только одно банальное "уставшие, но довольные и счастливые они вернулись домой". Для Шурика это, конечно, было легкой прогулкой, но для меня это был маленький подвиг!