"Курс на Восток 2005" Санкт-Петербург - БАМ - Магадан - Владивосток - Астрахань - Санкт-Петербург июнь - август 2005г.
|
||
Пересекаю Урал. Сколько раз шагаю по этим местам, а все как в первый раз. Этим воздухом не надышаться… За Тюменью начинается "взлетная полоса" - дорога, стрелой уходящая за горизонт с одинаковым пейзажем "за бортом". Поле, пересохшее болото и снова поле… Но скучать не пришлось - "умер" генератор. Все бы ничего - если б не вечером и не посреди этого болота с огромным количеством летающих вампиров. Пока чинилась - совсем стемнело, а мазь от комаров больше похожа на мазь для комаров. Меняю якорь и, закутавшись в косуху (через нее хоть не прокусывают и не так заметена сырость), пытаюсь подремать, облокотившись на Шельму. С рассветом еду дальше. Подул ветерок… поваленные деревья… пару раз уклоняюсь от пролетающих веток (хорошо, что не деревьев ?). Остановил ГАИшник и объявляет благодарность, за привезенный из Питера дождь. Да забирайте! Уже надоел!
Дорога до Красноярска отличная. То поля, то таежный кедровый лес… поворот за поворотом… После Канска еле ползу по разбитой, мокрой грунтовке - а это федеральная трасса! Навстречу также ползет мотоцикл. Останавливаюсь. Ух ты! Да это японец (и не только мотоцикл ?). Парень, мой ровесник, едет в Португалию, оттуда в Африку, потом… Молодец! На следующий день еще одна необычная встреча. Еще при подготовке похода пыталась где-нибудь найти информацию о "тех" местах (БАМ, Колыма). Неужели там никто не ездил? Нашелся единственный "отчет" (Lemmy, спасибо за ссылку!) о походе на джипах в те места в 2002 году. И вот (насколько мир тесен!) участники того похода, Игорь и Валентина Куликовы собственной персоной. - Едем, смотрим - на встречу мотоциклист. Ну, думаем, опять иностранец. Решили остановиться, спросить: откуда и куда... а ты наш! - Ну как "там"? Пройду? Как мосты, дорога? - Мы в 2002 году прошли. Тяжело, но интересно и красиво. Получив несколько полезных адресов и пожелав друг другу удачи, мы разъехались: они на запад, домой в Новосибирск, а я дальше на Восток. Тулун. Вот и развилка - либо рисковать и сворачивать на
БАМ, либо идти Братск. Щит: "Жизнь хороша, торопись не спеша". В 1631 году для закрепления успеха в "Братских землях" (так называли земли местных кочевников-бурят), атаман-первопроходец Максим Перфильев с группой "служивых людей" ставит острог, именуемый в дальнейшем "Братский острог". Постепенно вокруг острога вырастает село. Почти с момента возникновения Братск приобрел печальную известность, как место ссылки вольнодумцев, правдоискателей, неугодных царскому правительству. В начале 50-х Братск был небольшим рабочим поселком. Преимущественное развитие имела лесодобывающая промышленность. Новый Братск начинался со строительства Братской гидроэлектростанции - одного из крупнейших гидротехнических сооружений. Сроки строительства Братской ГЭС поражают: всего через 6 лет после начала подготовительных работ, энергию дал первый агрегат. "15 минут Америки" - идеальный асфальт, 4 полосы и все соблюдают
ПДД! Пока искала ребят, с которыми познакомилась 2 года назад на Байкале,
подошли 2 мальчика и предложили купить рыбу. "Да мы только что ее в море
поймали!". В море? А какое здесь море (Черное, Белое…)? Оказывается, морем
здесь называют Братское водохранилище. После постройки ГЭС затопило такую
территорию, что другой берег не везде виден, а раз берега нет - значит,
море! Переобуваю резину на шипованную, ставлю запасную звезду на 15 зубьев
- последние приготовления. "Бензина под завязку, проверена запаска…".
Утром заезжаю на Братскую ГЭС. Сооружение грандиозное! Машины, проезжающие
по плотине, кажутся муравьями. Каких трудов стоило перегородить своенравную
Ангару! В тени плотины лежит лед - и это начало июля! Прощаюсь с ребятами, отбиваю "на запад" СМС-ки - дальше связи может не быть. Начинается первый "спецучасток". Хватит ли сил у меня, выдержит ли Шельма?.. Можно упасть, можно сломаться, может сломаться мотоцикл - помощь придет, но сможем ли мы ее дождаться? Идеальный асфальт заканчивается вместе с Братском, но до Усть-Кута дорога в общем хорошая - довольно широкая грунтовка, иногда даже старый асфальт. Цивилизация закончилась. Машин практически нет - пара в час. Вдоль дороги - дикая тайга. Но не такая тайга, как мне всегда представлялось - темный, непроходимый лес. Здесь "светлая" тайга больше похожая на "наш" бор. Звенящая тишина… Усть-Кут. Первая станция "Большого БАМа": заправка, магазины, люди, машины… Пополняю запасы бензина и провизии. Усть-Кут ведет свою летопись с 1631 года, когда русские землепроходцы основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. В середине 17 в. острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены. С началом строительства БАМа Усть-Кут стал быстро развиваться. Здесь был расположен штаб Западного участка БАМа. Якутские машины здесь грузятся на баржу и плывут вниз по Лене до Мирного. "И можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь…". Взят курс на Восток и "в сторону одну утоптана тропа…" Байкало-Амурская Магистраль пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской обл., Бурятии, Якутии и Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек, семь горных хребтов; более 1000 км пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 м), более 200 железнодорожных станций и разъездов. Сооружение Байкало-Амурской железной дороги можно назвать "стройкой века" без всякой натяжки, во-первых, благодаря масштабам этого предприятия, во-вторых, из-за его протяженности во времени. Еще в 1888 году была высказана мысль о возможности прокладки Транссибирской магистрали не по южному, а по северному берегу озера Байкал. Однако непроходимый ландшафт: горные хребты, болота, сотни километров необжитой тайги и тундры, а также сейсмичность и ужасные климатические условия заставили отказаться от этой идеи. Однако в 1914 году эту новую трассу даже прочертили на карте, но осуществлению этого грандиозного плана помешала первая мировая война. План вновь начал обретать реальные формы в начале 30-х годов, когда по давно намеченному маршруту отправилась изыскательская партия, в составе которой было всего 25 человек с самым примитивным оборудованием: мерная лента, рейки, вешки... Согласно плану Сталина работы должны были завершиться к 1936 году. Таким образом, всего за три с половиной года подконвойные строители, вооруженные одними тачками, кирками и лопатами должны были провести путь длинной в 3500 км. Тысячи "ЗК" легли в мерзлый грунт, выполняя величественный замысел. Невероятная спешка при строительстве объясняется самой сущностью замысла: БАМ должен был открыть путь к освоению несметных богатств Сибири, способствовать обживанию этих безлюдных земель, он должен был стать новой важнейшей торговой артерией, но главное его назначение было стратегическим. Южный Транссиб проходит слишком близко к границе с Китаем и, в случае успешного наступления, вероятный противник легко мог полностью отрезать сообщение с Приморьем. 4 ноября 1937 года железный путь дошел до эвенкского поселка Тынденский - нынешней столицы БАМа, однако новая дорога существовала недолго: начало Великой Отечественной войны положило конец "старому БАМу". В 1942 году уложенные с таким трудом и жертвами рельсы были демонтированы и отправлены на Запад, где использовались при сооружении противотанковых заграждений и временной железной дороги, по которой доставлялись грузы в осажденный Сталинград. Строительство возобновилось только в 1967 году. БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Постройка основной магистрали завершилась 1 октября 1984 года торжественной закладкой золотого звена на станции Куанда, а 29 октября того же года специальный поезд отправился из Тынды до порта Ванино по всей трассе протяженностью 3300 км. Однако последний, Северомуйский тоннель был сдан только в 2001 году.
Звездный. Местные пугают меня каким-то "жутким" перевалом перед Северобайкальском: "Ну на мотоцикле, на одиночке может и проедешь. Там снег 2 дня назад еще лежал…" Надо сказать, что к информации местных жителей о дороге надо относиться довольно осторожно, она крайне противоречива: одни уверенно говорят "проедешь", другие (не менее уверенно) утверждают обратное - "не проедешь, дороги нет!".
|