"Большой БАМ" Поход вдоль Байкало-Амурской Магистрали июль - август 2010г.
|
||
Поселок Огорон. Огромный, но абсолютно безлюдный вокзал. Однако мимо то и дело проезжают УАЗики и прочие вездеходы. Несмотря на непрекращающийся ни на минуту дождь жизнь в поселке кипит. Кроме пополнения продовольственных запасов, нам надо восполнить топливные запасы. До Февральска, где есть заправка, еще слишком далеко, а мы уже перешли на дополнительны, запасной бензин из пластиковых бутылок. Не первый раз приезжаю в такие заброшенные уголочки, но каждый раз приятно удивляюсь и восторгаюсь желанию местного населения помочь путникам. Надо только обозначить свою проблему или вопрос, а дальше они сами придумают, как это решить. Так произошло и в этот раз. Спрашиваем у девушки, стоящей за прилавком в магазине, где можно разжиться бензином. Она стала набирать разные телефоны, с кем-то советоваться. "Если есть люди, то есть машины, а если есть машины - то обязан быть и бензин" - и мы спокойно ждали ответа. Но, закон подлости проявил себя в полной мере - "коммерсант", привозящий заветное топливо уехал "на материк" и вернется только к концу недели. У других же бензин закончился (ну или они не хотели с ним расставаться). Однако выход, как и положено было, нашелся: в магазин заглянула другая девушка и шепнула нам, что "на горе живет Михаил и у него УАЗик на бензине". Обрадовавшись, рванули на указанную "гору". Там действительно стоял УАЗик, точнее то, что там стояло, когда-то было УАЗиком. Но с тех счастливых времен, когда он (Уазик) сошел с конвейера завода, прошло много лет, и он адаптировался под жизнь на севере и привык к БАМовским дорогам. На благодатной БАМовской почве колеса заметно выросли, увеличившись в размерах раза в 2 и теперь "это" больше напоминало хорошо подготовленный прототип для участия в трофи-рейдах. Хозяин стоял на крылечке и наблюдал за нами. - Говорят, вы нам можете помочь раздобыть бензин? - спросили мы - А какой вам бензин нужен? Привередничать мы не стали, одназначно решив, что октан корректор несколько скрасит невкусный бензин, т.к. то, что когда-то было Уазиком кормить 95-м, естественно, не будут. - Нам БЕНЗИН нужен, какой есть... Лучше "синица в руках чем журавль в небе", т.е. 76 бензин в баке, чем 95, но через 200 таежных километров. - Подъезжайте к гаражу, вон там, за домом, - сказал он нам, потом что-то сказал жене и пошел в гараж. 20 л волшебного горючего нам должно хватить до Февральска. Посреди гаража стояла бочка с горючим, но вот отлить из нее, была не простая задача. Насос качать упрямо не хотел. Однако Михаил не сдавался и, в конце концов, его победил. Мы же радовались, что сверху не поливает дождем и внимательно наблюдали за его манипуляциями. Прервавшись от починки насоса, он позвонил жене: "Приготовь что-нибудь поесть. Сейчас придем и все узнаешь". Еще через некоторое время позвонил своему другу в Тунгалу (следующий поселок): "У меня тут ребята - туристы, я их заправлю, но чего им лишний бензин на себе тащить, ты уж их тоже заправь". Друг не отказал, и в моей записной книжке добавилось нужным телефоном. С Михаилом интересно было разговаривать - он расспрашивал нас, мы его. При этом он умел слушать. К сожалению, это умение встречается не так часто. За интересной беседой был починен насос, горючее перелито нам в баки. - Чем мы вам обязаны? - спросили мы, готовясь расплатиться за топливо. - Так… вы наверное издалека едете! - ответил Михаил, закрывая гараж и при приглашая нас в дом. - Но вы же за него деньги платили! - настаивали мы, т.к. получить бензин просто так было как-то не удобно! - Да… точно издалека приехали… я не обеднею! С нас текли такие потоки воды, что проходить в дом было не разумно. Мы устроились на уютной веранде. Дождь вышел на полную мощность, но как хорошо на него смотреть из-под крыши, принимая внутрь горячий чай, закусывая яичницей и свежим салатом. Михаил и его жена (к сожалению, я не помню, как ее зовут), оказались очень интересными людьми. Приехали сюда, на БАМ еще детьми и настолько привыкли и полюбили этот край, что даже мыслей нет переехать куда-то. Рассказывали нам, как они обживались здесь, когда БАМ только начинал строиться, как искали и возили на тачках из леса, из-под березок, землю для разведения сада и огорода, как жилось раньше и как сейчас. За верандой начинался огород, а дальше сад. Где-то там заливалась трелями птичка. Михаил рассказывал, какая здесь изумительная природа, как, когда и на кого можно охотиться. Гордость за этот дикий край и любовь к нему звучала в каждом слове. Но больше всего он ценил здешних людей. - У меня сосед узбек, а вон там живут молдаване и хохлы. Но мне все равно, кто он по национальности, если на него можно положиться… Чай выпит, и мы начали собираться. Дождь чуть-чуть приутих, но лишь для того, чтобы собраться с силами. Михаил предлагал остаться и переночевать в тепле и сухости, но мы торопились. Вода с каждым часом прибывала и не только в речках, но и лужах, а это нам было далеко не на руку. Из всех данных нас советов про дорогу на Тунгалу особенно запомнился один: - там будет лужа под ЛЭПом, в нее не суйтесь… Мы там пару лет как утонули… - на Уазике? - спросила я, косясь на "монстра бездорожья" - не… на шишиге… по крышу ушли… на Уазике там делать нечего, он до туда не доедет… Надо сказать, что все, у кого мы спрашивали дорогу дальше, в один голос говорили, что там, откуда мы приехали еще все хорошо, а вот дальше… А дальше будет такое, что лучше не то, чтобы дорогой, но и направлением назвать нельзя. Кроме того, мало кто из местных знает дорогу даже до следующего поселка. А это всего-то от 60 до 100 км. И тем более у них бесполезно спрашивать что-то дальше. Миновали вокзал, перескочили на другую сторону железки, проехали лесобазу с корейцами и вновь начались лужи. Вечер неуклонно приближался, но тепляка с крышей и печкой все никак не удавалось найти. На удивление крепкий мостик через речушку, а за ним отворот в лес. Может там какая избушка стоит?.. Спешились и пошли смотреть. Да... места здесь дикие: в нескольких метрах впереди из леса выпрыгнуло что-то и на длинных ногах перескочило через дорогу и упорхнуло в кусты. Все произошло настолько неожиданно и быстро, что и испугаться не успели. Это "что-то" было коричневого цвета с небольшими рожками. Олень, подумала я… Собака… ой, нет - подумал Макс. На самом деле это оказалась косуля или "коза", как их тут зовут. Но мы честно считали ее за оленя, пока местные нас в этом не разочаровали. Дорога вывела к броду, но на присутствие тепляка ничего не указывало. Вернулись и "поплыли" по лужам дальше. ЛЭП, под ним лужа. Вспоминаю про совет Михаила, но проблем особых не вижу - ну лужа, ну глубокая, сейчас мы ее по мари обойдем и все. Но обойти лужу по мари оказалось не так-то просто. Все-таки марь - это не совсем болото, к которому я здесь так привыкла. Марь вся в кочках, а кочки покрыты толстенной шубой мха. Шуба настолько мягкая и пушистая, что проваливаешься в нее по колено. Причем иногда внизу сухо (стоишь на кочке) а иногда очень мокро (между кочек). Не то, что ехать, по такому покрытию идти-то очень тяжело. Нашли объезд и побежали. Но ноги постоянно запутываются в шубе мха и кустах каких-то болотных растений. Запыхались изрядно, но, зато, согрелись. Потеряв надежду найти крышу над головой и, уже практически перестав видеть дорогу из-за рухнувших сумерек, свернули в лес. Точнее моты остались стоять на дороге, мы же, пробравшись через густые березки и найдя маленькую полянку, поставили тряпичный домик и сразу же завалились спать. Утро было таким же сырым и мрачным. Быстро собрались и, даже не разводя костра выбрались на дорогу. Уж лучше до разъезда доедем и там чаю утреннего испробуем. До разъезда было километров 5 (по нашим расчетам), но лужи стали углубляться, не способствуя увеличению скорости движения. Буквально через 15 минут нас догнал Урал-вахтовка, который вез путейцев на работу. Наверное, самую точную информацию о дороге и о поездах можно получить у путейцев. И если они говорят, что дальше будет еще хуже - значит, лучше точно не будет. Так и на этот раз, они сказали, что еще километра 3 можно проехать, но дальше все плохо… Посему, поразмыслив, решили сразу выскочили на насыпь, не ковыряясь еще 3 километра в этих бесконечных лужах. Тем более, что вода в них заметно поднялась. На разъезде уже стояла дрезина, бродили взад-вперед путейцы, приехавшие на ней. Бригадиром у них был Михаил, тот самый, у которого мы вчера гостили. Путейцы его явно уважали, называя "батей". Дальше 20 км лучше ехать по железке, т.е. по БАМ-проспекту в 30 см шириной, но надо пропустить бичик, который вот-вот должен приползти на разъезд. Мы спокойно пили чай. Путейцы считали своим долгом нас чем-нибудь угостить, и сколько мы не отнекивались, нам все же всучили всевозможные пирожки, огурцы и яблоки (пирожки были действительно вкусные). Бичик прошел и, по словам дежурной, следующий поезд будет через 2 часа нам "в спину". Ну и отлично, время есть и мы поскакали дальше по шпалам. Километров через 5 встретили уже знакомых нам путейцев с утренней вахтовки, которые смеясь, пытались нас отправить на дорогу. - Чего это вы халявите! У вас же поход вдоль БАМа - вот и езжайте по дороге! - Так вот как раз мы "по" БАМу и идем, - отшутились мы. Максу километры шпал давались очень тяжело, но долго отдыхать тут рискованно. Дежурная по станции могла "забыть" про какой-нибудь поезд, а нам с ним встречаться совсем не хотелось. Уж лучше потерпеть, дотянуть до большого моста, от которого начинается "нормальная" дорога (по информации путейцев), и там уже отдохнуть, чем потерять время здесь и вновь бодаться с паровозом. У моста через Тунгалу обедали путейцы. Но это были уже другие, Тунгалинские, поэтому, увидав прибытие "необычного поезда", т.е. прыгающих по шпалам двух мотоциклистов, все высыпали помогать нам перебраться через рельсы, несмотря на обеденный перерыв и моросящий дождь. Собачка, что с ними была, не настолько обрадовалась нашему появлению, и все пыталась атаковать, но эти попытки были предусмотрительно пресечены. Испив чаю разузнали про дальнейшую дорогу, а к слову сказать, она пошла более-менее приличной. Вместе с дорогой улучшилась и погода, чему мы были безмерно рады. Тунгала - небольшой путейский поселок довольно печального вида. Поскольку связь с большой землей здесь только по железке, то даже въезд с "трассы" в поселок - это проезд по ручью под ж.д. мостом. Вокзал и поселок - все в едином стиле, и не только архитектурном. Асфальт вспучило, перрон аж перекосило, да и сам поселок выглядит уныло… На привокзальной площади прорастает трава, кое где на крышах колышутся березки… Хотя задумки архитекторов, проектировавших вокзал, поражают изяществом и необычными идеями. Кажется, что бродишь по развалинам древнего замка, ну или усадьбе какого-нибудь князя. Так же как и дома, гуляя по развалинам брошенных дворянских усадеб, видишь остатки строений, а представляешь замки, видишь поросшую бурьяном алею - а перед глазами по этой алее идут барышни с кавалерами, вместо покрытого болотной ряской пруда - чистый пруд с аккуратными лодочками. Так и здесь хочется видеть гудящие поезда, шумный вокзал спешащих людей, ну и все то, что является неотъемлемой частью жизни. Но этого ничего нет… поселок есть, люди есть, работа есть, а "жизни" нет. Подул ветерок, и тучки стали разбегаться по своим делам. Посему решено "встать пораньше" и устроить "просушку". У Макса, в его герметичных ящиках - примерно половину полезного объема занимает вода, смешавшись со всеми сухими вещами, у меня все далеко не герметично и устроен автоматический выпуск "водяного балласта", но сухости некоторым шмуткам тоже явно не хватает. Нашли отличный большой тепляк, отделенный от дороги чистейшим ручейком с ледяной родниковой водой, растопили печурку, наладили быт. С дровами только не очень, но по другую сторону железки нашли что-то, пригодное для горения - вот и чай уже варится. Слышу, что-то грохочет, причем звук не похожий на поезд. Бегу к дороге - и точно - едет ГТТ с геологоразведкой "на борту". Вот это удача - они-то точно все знают про дорогу. Не особо удивившись встрече с залетными мотоциклистами, геологи подробно рассказали, что ждет дальше. А ждет нас… скорее нас никто и не что не ждет. - До Дугды (20 км) доедете без вопросов (пара луж, но они не страшные), а дальше - мост через Селемжу и Февральск, только этот мост охраняется лучше государственной границы на пушечный выстрел к нему не пускают. Кроме того, за Дугдой нет 4-х больших мостов (реки Дугда, Нора, Меун? Бурунда). Что ж, в резерве у нас есть "волшебный бичик" с его платформой. В нашем направлении он пойдет завтра в обед и нам можно никуда не торопиться. Пригласили геологов на чай, но они отказались и поехали дальше по своим делам. Всю ночь мой фотоаппарат "думал о смысле жизни", точнее решал жить или не жить дальше. И надо сказать, что к утру, пригревшись над печкой и пожарившись теплым воздухом от нее, он все же принял правильное решение - работать дальше. Вещи тоже высохли и облегчились на энное количество килограмм. Ехать сразу стало легко (а может дорога стала лучше) и дорога до Дугды пролетела на одном дыхании. Дугда. Поселок под стиль вокзала. Но нет такого угнетающего чувства - люди копошатся на своих участках, гуляет и катается на великах детвора, кто-то идет в магазин… В общем обычная жизнь. Приехал бичик (из Февральска), привез товар в магазин - пол поселка помогают его (товар) снять с платформы. Путейцы все в один голос говорят, что лучше нам погрузиться на бичика здесь, т.к. через 5 км все равно упремся в большие реки, тем более, что ждать надо не долго (часа 3), а за это время дойти до следующего разъезда можем и не успеть.
Ждать, так ждать. Нашли кафе (к слову, такое заведение общепита редкость для бамовского поселка) - оно еще закрыто, но нас пустили и самые свежие, только испеченные и еще горячие пирожки замечательно скрасили ожидание. К чему никак не могу привыкнуть, так это к тому, что просить о помощи здесь не надо. Люди сами видят, что нужно помочь и просто помогают. Поэтому и загрузка на платформу двух, несколько груженых, мотоциклов - дело 1 минуты. Как будто местные путейцы каждый день вместе с забрасыванием своего инструмента, тележек дефектоскопов и прочей рабочей утвари перевозят мотоциклы. Равнинная болотистая картинка стала оживляться небольшими холмиками сопок на горизонте. Дорога вдоль железки тоже вроде довольно приличная, но вот реки… О бродах можно и не думать, только насыпь и железнодорожный мост. Мост через Селемжу действительно охраняется примерно, как и через Зейское вдхр, т.е. присутствуют все прелести: вышки, ВОХРа с автоматами…
|