стр 1 2 3 4 5 6 сезон 2010 г

"Большой БАМ"

Поход вдоль Байкало-Амурской Магистрали

июль - август 2010г.

 

Станция Этыркэн. Пожарная часть как и положено дежурит днем и ночью. На службе состоят несколько смен пожарных, и 2 единицы боевой техники - руль мотоцикла ниже их колес. Несмотря на спокойные дежурства, мотоциклы поставлены так, чтобы не мешать экстренному выезду. Нам проведена краткая экскурсия по зданию пожарки: гостевой номер тут, душ с горячей водой тут (правда горячей она будет только к утру, т.к. только включили отопитель), а теперь отдыхайте. Есть отдыхать! Надо сказать, что мы здесь не первые туристы. Год назад здесь же останавливались "американцы"-мототуристы. Вполне возможно, они были совсем не американцами, а, например, немцами или поляками, но всех не русскоязычных тут зовут американцами. Надо сказать, что туристов на восточном БАМе не много еще побывало, и посему каждого здесь знают "в лицо". В начале нам рассказывали про пешего туриста с тележкой, прошедшего вдоль БАМа несколько лет назад. Вначале просто упоминали о нем, что, мол, шел тут такой, потом рассказывали, как он повстречался с медведем и как отстреливался от него сигнальной ракетой, потом опять "проходил тут один…". Про мототуристов первый раз услышали в Исе: "был тут один американец, дедушка, долго жил, вроде болел, а потом нанял вагон и уехал на Февральск". Много в этих историях и вымышленного, но основную суть произошедшего они отражают. Свой след на БАМе мы тоже оставили, так что и про нас, вероятно, будут рассказывать, что ехали, мол тут двое…

Замечательно выспавшись и, наконец, приведя себя в божеский вид, спустились из наших апартаментов. Пока собирались, подъехал начальник пожарной части, первым делом поинтересовался, как отдохнули и, получив положительно-благодарный ответ, стал рассказывать про здешние интересные места. Этыркен - это первая станция БАМа на Хабаровской земле. В темноте не заметили, как пересекли границу и утром, во что бы то не стало, решили исправить это досадное недоразумение.

Итак, изменив курс движения, повернули назад к реке Ульме. Дорога вполне проезжая для полноприводного автомобиля. Луж нет, на подъемах и спусках встречаются промоины, но не страшные. Немного не доезжая разъезда и постов охраны моста через Ульму, и находится эта стела. Видно, что по праздникам ее посещают, не дают зарасти мелкой таежной порослью кустов. Довольно грандиозное сооружение, как, впрочем, и все строения, возведенные во времена комсомольской стройки. Не просто какая-нибудь еле заметная табличка, что, мол, тут граница проходит, а настоящая "праздничная" стела!

И вновь мы в Этыркене. Пустынный, но красивый вокзал, рядом пекарня с горячим хлебом и магазинчик с приветливой продавщицей.

Дальше, на Ургал, дорога стала намного лучше. В сухое время, когда вода в реках низкая, здесь ездят на внедорожниках. Как нас и предупреждали, сейчас, после дождей, реки не переходимы упираемся в бурлящий и все сметающий на своем пути поток мутной воды. Однако нам не привыкать: разворачиваемся, ищем заезд на насыпь, смотрим "схему", "слушаем" поезда и… мы уже на другой стороне реки.

Чем ближе к Алонке, тем лучше и накатанне становится дорога. Ну а от самой Алонки на Ургал уже есть постоянное движение, не зависящее от рек и дождей.

Алонка. Станцию и поселок строили молдаване. Чувствуется, что южной душе дали развернуться на сибирских просторах. Огромный, даже по БАМовским меркам, вокзал, рассчитан явно на большой город, а не на скромный прибамовский поселок. Все, что относится к железной дороге, по крайней мере внешне, поддерживается в хорошем состоянии: перроны ровные, стены зданий аккуратно покрашены, парапеты побелены, деревья ухожены - нарядный и опрятный вид. Но вот уходя от парадного вокзала в поселок понимаешь, что это современный БАМ… ступеньки на лестницах обвалились и поросли травой, так что это уже скорее не лестницы, а бетонные горки, да и на дорогах (они же улицы и тротуары) асфальто-бетонное покрытие явно не ремонтировалось со времен постройки этих дорог. Однако уныния и запустения нет, скорее им просто не нужен весь этот шик и размах, поэтому и бросили "что не надо".

Возвращаюсь к мотам - а Макс, оказывается, все это время, пока я гуляла по вокзалу и окрестностям, отбивался от настырных "аборигенов", которые, дивясь залетевшим к ним неведомо как мототуристам, рассказывали, что дальше дорога "ну совсем плохая" и ее только очень приблизительно можно назвать дорогой. Хотя они сами ездят постоянно в Ургал, и все мосты целы, но это не дорога, а направление. На самом деле, под колесами бежал вполне приличный, хоть и ямистый грейдер.

Ни камней, ни ям, ни бродов и начинает клонить ко сну. В какой-то момент "просыпаю" поворот и, очнувшись, понимаю, что уже не вписываюсь. Оттормаживаясь, прохожу прямо, благо там оказалась какая-то старая отворотка, перегороженная небольшой кучей песка.

- Все, у меня спидометр умер, - заявил Макс, пока я прыгала, прогоняя сон.

- Это не беда, на скорость не влияет. А что, совсем помер?

- Почти. Показывает 70, хотя иду не меньше 120 км/ч.

- Не знаю, обрадуешься этому или нет, но мой спидометр тоже показывает 70 км/ч…

Ургал. Это настоящая цивилизация, с асфальтом, магазинами, кафешками, настоящей заправкой, скверами и гуляющими людьми. Мы же, как инопланетяне: запыленные, одичавшие и привыкшие к таежному образу жизни обезумившими глазами смотрели на этот "праздник жизни". Нет, все тут какое-то не такое, не БАМовское. Оживленный вокзал с ожидающими поезда туристами, скучающими милиционерами и колготящимися цыганами. Немудрено, что нам тут же сделали замечание за фотографирование особосекретного объекта, замаскированного под железнодорожный вокзал Ургала. Пообещав, доблестным сотрудникам местной милиции, что мы, конечно, никому не покажем этот сверхсекретный объект и уж точно мы не пособники террористов, приехавших подорвать оживленную железнодорожную станцию, покинули сей оплот цивилизации.

Асфальт вскоре закончился. Точнее он убегал дальше, в сторону "материка", т.е. федеральной трассы Чита - Хабаровск, мы же с него свернули на вполне хорошую (по нашим меркам) грунтовочку, уходящую на последний неизведанный участок большого БАМа - участок Ургал-Комсомольск-на Амуре. Памятная стела на главной площади Ургала нам клятвенно обещала 508 км до Комсомольска. Много это или мало покажет дорога, но особых иллюзий на счет ее качества у нас не было.

Однако под колесами был твердый грейдер, петляющий по склонам сопок. Дорога (железная и автомобильная) проложена вдоль реки Солони, которая, в свою очередь, петляет между сопок. Оттого и дорога прыгает то вверх, то вниз, извиваясь змеей по склонам сопок. Ехать очень красиво и интересно.

Станция Солони, построена, как гласит памятная табличка, Таджикской ССР.

Вокзал маленький, подстать поселку. Пока изучали особенности таджикской архитектуры, подъехала машина и пожилой мужчина, достав из багажника обычную косу, стал подстригать газоны. Разговорились с ним - оказывается, это не работник станции, а ему просто сено надо, кормить какую-то живность. А где лужайку взять в горах? Вот как раз хорошее место - и трава скошена, и скотина с едой. Рассказал он нам и про дорогу на восток. Говорит, что мы не то время выбрали, вот недели бы на 2 раньше - сухо было, а сейчас "вода наверх пошла". "По сухому", они на Нивах и УАЗиках туда ездят, ну а как дороги "запрутся", так они дома сидят. Обрадовал он нас и тем, что впереди нет ни одного моста… Получили мы еще много ценнейшей информации о реках, избушках, где можно переночевать, поселках, которые нас ждут (может и не ждут, но встретятся) по пути, а так же что там будет мост, который строится, и через него дорожники пропускают за какую-то плату. Строящийся мост на БАМе - это что-то из ряда вон выходящее, ибо до сих пор встречались лишь умирающие мосты. Но обо всем по порядку.

Погода вновь стала портиться, не суля нам низкой воды. Кроме того, низкая облачность и постоянная морось пыталась скрыть все красоты этих таежных сопок, однако суровая и немного скупая, красота, обступающая нас, проникала даже через мокрое стекло шлема.

Станция Сулук. Спустились вниз (дорога идет по сопкам чуть выше железки), но где вокзал? Где уникальные, построенные по индивидуальным проектам, величественные БАМовские вокзалы? Около перрона неприметное малюсенькое кирпичное строение с табличкой "ст.Сулук". Нет, это что-то не то, даже обычные разъезды и то наряднее и интереснее выглядят, чем эта "будка" обшитая серым сайдингом.

- Вон видите те развалины в кустах? Это и есть старый вокзал. Но его бросили… и построили вот этот…

Пройдя уже большую часть БАМа, той огромной всесоюзной комсомольской стройки, видя и размах замыслов и упадок несбывшихся идей, такого нам не встречалось. Все эти вокзалы, полустанки и просто разъезды - это уникальная история БАМа, которую на всем протяжении железной дороги хотя бы чтят и сохраняют по мере сил. Здесь же ее забыли и вычеркнули, оставив лишь безликую "железнодорожную будку" с надписью "ст. Сулук"…

Сопки отступили, дорога выпрямилась и мы вновь оказались в долине. Однако, она не провалилась, не покрылась бесконечными лужами-линзами, а оставалась так же вполне твердой и проезжей для стандартной Нивы. Вот и первая серьезная река (Аякит).

Осмотрелись. Если раньше реки текли в довольно узком русле, и крутизна берегов сдерживала поток воды, то эту реку ничего не сдерживало. Сложно представить, что творится здесь в половодье, но широкие пологие берега, усыпанные выглаженными водой камнями, как бы невзначай намекают, что сейчас она "белая и пушистая", а вот если уж пойдет паводок… На берегу стоит УАЗик-буханка и 3-е, не очень трезвых людей переодевают бродни. Они днем переехали реку и рыбачили уже тут, на "своем берегу". Показали уровень воды - скрывает арки колес (значит нам по сиденье). Но это было днем, а сейчас воды чуть прибавилось. Еще рассказали про мотоциклиста на Минке, что приехал "с той стороны", но обратно "как-то сиганул через мост" пару часов назад.

Водные процедуры в прохладном Аяките нам сегодня принимать не хочется, поехали к мосту. Однако въехать на него так просто не получилось. Забраться на насыпь можно только в 2 приема - вначале подняться на "первую очередь" бетонного "водо-отбойника", затем повернув на 90 градусов (на месте) заехать по гладкому бетонному откосу на насыпь. Если первый этап был вполне реален, то второй - очень сомнителен, ибо разгона нет и угол наклона таков, что стоять на нем получается с трудом. Но раз следы мотоциклиста вели в эту сторону, решили попробовать. Однако в последний момент решаю взять первый подъем не "в лоб", а траверсой, по земляному склону, но эта идея оказалась не правильной - колеса ВР-а заскользили по мокрой земле и мот пришлось заталкивать вручную. Макс решил брать подъем в лоб. Это было логичнее, но несколько страшнее. Главное, хорошо разогнаться и не бросать газ, но… Бетонный "водо-отбойник" представляет собой усеченный конус и надо ехать строго по образующей, тогда есть шансы, но не получилось… Траектория немного сместилась и уже закинув на верх переднее колесо Макс отпустил газ… Мот мгновенно потерял ход, нога стала искать опору, но не нашла. Итог - Макс летит вниз, за ним, кувыркаясь через руль, следует Джебел. Не знаю, что думал в это время Макс, но у меня что-то сжалось… Доли секунды и все застыло - мот стоит на руле, колесами запутавшись в двух березках, где-то под ним находится Макс… Эти березки выросли там где надо, остановив кувырки мота, т.о. они оставили щелочку для Макса и его не прижало мотоциклом . Судя по многоэтажности выражений, употребляемых Максом, выбирающимся из-под висящего на березках Джебела, он был вполне жив и здоров, но не очень доволен этим полетом. Перевернули мотоцикл в естественное для него положение, выкатили обратно на дорогу… уф… нет, так не пойдет, надо искать альтернативный путь вскарабкаться на насыпь.

Макс, несколько потрясенный последними событиями, остался приходить в себя, я же, на его Джебеле еду искать "простой" заезд. Отъехав примерно в 2 километра назад по дороге, спокойно впрыгиваю на железку, и без проблем оказываюсь у заветного моста, еще раз убедившись в том, что не надо кидаться "в лоб на амбразуры", а надо не лениться искать правильную и посильную траекторию. Где-нибудь, но обязательно будет альтернативный путь.

Теперь надо так же проехать и на ВР-е. Всего 2 км по шпалам и я буду у моста. Сзади длинный и хорошо просматриваемый прямик, вперед - затяжной поворот и за ним мост. Прислушалась - тихо, впрыгиваю на шпалы, отворачиваю ручку газа, скорость 50 км/ч, полет нормальный, начинается поворот (кривая)… Тут вижу бегущего навстречу Макса машущего руками. Объяснять больше ничего не надо - моментально спрыгиваю со шпал в какие-то кусты (благо тым было небольшое расширение насыпи, точнее небольшая "приступочка") и жду, что вот-вот пронесется поезд. Но тишина…

- Ты поезд видишь? - спрашивает Макс

- Нет…

- Он сразу за мостом, но, похоже, стоит…

- Точно стоит?

- Вроде бы да…

Раз стоит, значит успею, решаю я, и выбираюсь обратно на шпалы. Точно, завернув за поворот, вижу товарняк, стоящий сразу за мостом. Там разъезд, и он, видимо, кого-то встречного пропускает. Итак, оба мота на стартовой позиции перед мостом, но как бы не заманчиво было быстренько проскочить, пока "этот стоит, а тот не приехал", решаем ждать.

Прошло где-то с полчаса, как машинист "стоящего" поезда тихонько нам посигналил, типа "ребята, свалите с моста, встречный поезд идет". Мы быстренько ретировались, освободив проезжую часть. И точно, через пару минут по мосту пронесся состав. Приветственно помахав нам, машинист "стоящего" товарняка тоже отправился в путь. Вот, теперь можно спокойно и не торопясь переезжать и нам. Решив, что потрясений и приключений на сегодня достаточно, сразу за мостом встали на ночевку.

Серое утро и беспросветная морось. Без проблем ипроисшествий пересекли железнодорожный мост через реку Могды. А вот поселка Могды уже нет...

Дорога совсем свалилась в долину Амгуни, и сопки отодвинулись к горизонту. Речки и ручьи сдесь сбавляют ход, полнеют и растекаются многими руслами. Бывает, что пересечь в брод 2 русла получается, а третье не оставляет шансов, приходится возвращаться и карабкаться на спасительные железнодорожные мосты. Автомобильных мостов никогда не было. Впрочем это и понято - при такой ширине реки и всех ее рукавов временный мост не построить, а капитальный хлопотно и дорого. Дорога (кстати, не такая уж и плохая) есть, ну а в распутицу нечего по ней ездить.

Герби. Последний поселок, отделенный водой от "большой дороги". Но ни какой близости к цивилизации здесь не чувствуется. Серо, дождливо, безлюдно. Хотя, может это связано с "нелетной" погодой и выходным днем. За поселком в облаках и мелкой мороси дождя прячется горный хребет.

Река Талиджак. Найти заезд на шпалы оказалось несколько проще, чем с них съехать. Дело в том, что на той стороне автодорога отходит от железной где-то на 500 м, но преодолеть эти метры практически невозможно. Что ж, не особо расстраиваясь, скачем дальше по шпалам. Километр, второй, третий… Длинные прямики расслабляют, кажется, что уж на таком расстоянии я поезд всегда замечу, даже несмотря на плохую из-за мелкого дождя, видимость! Плавные затяжные повороты настолько не заметны, что порой его замечаешь, только оглянувшись назад. Так и получилось. Вижу, от насыпи к дороге ведет какой-то очень старый технологический подъезд, да и сама насыпь стала пониже, всего метра 2 в высоту, а значит, вот тут-то мы и съедем, наконец, со шпал. Спеша сообщить Максу, что хватит трястись по шпалам и я нашла съезд на дорогу, интуитивно глушу мотоцикл (стоя, естественно на краю шпал, ибо насыпь здесь самая обычная и не рассчитанная на движение по ней на резиновых колесах), оборачиваюсь назад и… Из-за поворота, который я только что миновала не заметив (точнее не придав ему какого-то значения) вместо Макса, выезжает "дом" в форме локомотива. Вот только тогда я услышала его сигнал (хотя, как потом уверял Макс, он сигналил и ему). Между мной и "домом" метров 200, заглушенный мот стоит на шпалах и я опираюсь ногой на рельс. Думать некогда, причем настолько "некогда", что те доли секудн, потраченные на "обдумывание" и приняте како-то решения могут стать роковыми - моментальное нажатие на кнопку стартера, рывок в сторону и товарняк грохочет мимо меня. Однако, не оценив склона, на который так поспешно спрыгнула, слезая с мотоцикла заваливаюсь и он нежно и аккуратно прижимает мне обе ноги, причем лежа, естественно следуя законам подлости, колесам кверху. Уф… Поезд грохочет, я же рою "подкоп" под мотоботами, ибо пошевелить мотоцикл в таком положении не получается. Подкоп вырыт, змея поезда удаляется, оставляю ВР-а лежать и отдыхать, поднимаюсь на насыпь. Вскоре вижу бегущего Макса. Отлично, все живы! Сердце поднялось на свое место и стало отбивать свой обычный ритм, вместо барабанной дроби в пятках. Оказывается, он чаще меня огладываясь назад заметил паровоз раньше, спокойно съехал и пытался "досигналиться" до меня.

читать дальше