Хотели Севера - получите! 02 июля - 15 июля 2008г.
|
||
Памяти Саши Лебедева и Олега Весман посвящается. Приятно сидеть дома на диване, с теплой кошкой на коленях, и читать о покорителях Севера. И представлять себя на их месте, мечтать о невероятных и героических приключениях. А мечты, если задуматься всерьез, склонны сбываться. Поэтому - ХОТЕЛИ СЕВЕРА - ПОЛУЧИТЕ!
Этот поход действительно родился под впечатлением прочитанного и услышанного. Служили в тех краях друзья, писали о своих путешествиях туристы, и художественная литература, усвоенная в далеком детстве, внесла свою лепту. Хотелось на север. И, наконец, в 2008 году мечта стала реальностью. Наша маленькая, но дружная компания в составе двух человек (Шурик и Бобас), в первых числах июля отправилась в поход по Кольскому полуострову. Написание последующего отчета легло на крепкие плечи Бобаса, (под чутким руководством Шурика :) ), что и было выполнено. Попытка поделиться впечатлениями, полученными в пути, перед вами... Но прежде всего хочется сказать слова огромной благодарности и признательности: Мурманским мотоциклистам - Геннадию за ценнейшие советы, которые помогли сориентироваться, и проложить маршрут по Кольскому полуострову. Саше "Авария", и Алексею за встречу, обогрев и приют по возвращении с Рыбачьего. Всем жителям сурового северного края, показавших, что нет в мире ничего теплее добрых человеческих отношений. Но это будет впереди, а сейчас - поход начинается. В половине одиннадцатого утра, мы стартовали из Санкт-Петербурга по мурманскому шоссе на мотоциклах одинакового происхождения (HONDA XR250). Позади торопливые сборы, впереди одна большая, и пока еще неясная цель - "ТУДА!", на Север. Зачем? А зачем вообще ходят в походы? - вопрос риторический, ответ не требуется. А пока что задача одна, за два дня достичь славного града Мурманска и успеть получить пропуск в погранзону до наступления выходных дней. А там уже и с маршрутами разберемся, и сложность выберем по своим силам и желаниям (а желаний у нас ...))) И пока лента шоссе вьется под колесами, все же внесем ясность в цель похода. Формально, мы хотели достичь крайней северной точки европейской части материка - мыс Немецкий на полуострове Рыбачий. А если смотреть более широко, то проехать по северу не прямой линией, посмотреть множество интересных и новых мест. И не обязательно находящихся рядом, или по пути. В анкете, заблаговременно отправленной в погрануправление г.Мурманска, мы указали такой обширный географический список, что в результате нам разрешили побывать везде, где душа пожелает. Солнышко сияло, настроение отличное - быстрее, быстрее вырваться из обыденной суеты. Чем дальше уходили от Питера, тем меньше машин встречалось на трассе, а сама дорога была не то чтобы интересная, но и не скучна, поэтому километры пролетали быстро. Вскоре возникло ощущение, что мы спортбайкеры))). Мы обгоняли самые навороченные авто! Шоссе не везде идеальное, встречается много битого асфальта. И в Ленинградской области, и в Карелии, и Мурманской области тоже. Особенность наших мотоциклов такова, что хотя мы едем небыстро, но и скорости не сбрасываем. А вот попутные машины сбрасывают, еще как. Поэтому частенько приходилось объезжать и уворачиваться от их непредсказуемых маневров перед очередной серией ям. В общем, неслись все 850 километров до первой остановки - в Кеми. Видимо вошло в традицию, проезжая по Карелии, останавливаться гостем у одного хорошего и веселого человека - Эдика. Он эндурист и джипер, наш человек))). Кто здесь только не побывал - наши, иностранцы, даже из Новой Зеландии туристы ночевали в его живописном и очень уютном домике на берегу Белого моря. Эдик был на смене, поэтому встретил нас и проводил к месту ночевки его приятель Владик со своей женой. Они же и подсказали, где в Кеми можно найти интересные места - хорошо сохранившиеся декорации съемок фильма "Остров" и водопад на реке Олонга. А ночь все не приходила - восхитительный северный закат растекался над Кемкой. Солнце лениво и неохотно закатывалось за горизонт, еще долго подсвечивая красным цветом дома и ограды. Деревенская тишина вокруг... Второй день пути прошел не так стремительно. Да, мы опять обгоняли автомобили (битого асфальта стало больше), но и чаще останавливались. То сфотографироваться, то чаю попить, то просто красивое место посмотреть. Отметились фоткой у стелы "Полярный круг". И все же, Кемская волость запомнилась как разбитая дорога, уходящая в горизонт с небольшими спусками и подъемами, по краям - болота с вкраплениями каменных гряд, небольшие озерца и речушки. Но после Кандалакши пейзаж сменился и стало интереснее - на горизонте выросли горы. Они не приближались и не удалялись только молча наблюдали за нами со стороны. Дорога легла между ними узкой ленточкой, скрываясь за горизонтом. Про горы могу теперь сказать ответственно - они мне нравятся. В походе, в пути я мог засыпать или хандрить, во время движения по скушной равнине, но в горах все дурное настроение пропадало. Затаив дыхание, смотрел на далекие Хибины, следил за очертаниями гор вдоль наших дорог, с нескрываемым удовольствием взбирался по извилистым колеям на каменистые склоны на немецкой дороге и полуостровах. Даже рукотворные горы из отвала в Мончегорске поразили меня своей масштабностью. Нужно сказать, что с пересечением Полярного круга заполярье как бы и не наступило. По краям дороги тот же лес, в воздухе тепло, и вокруг никакой тундры))). Изменение природы, во время пути, происходило постепенно, незаметно. Лес становился ниже, сосны из строевых становились невысокими и сучковатыми, пока не исчезли совсем (но это уже гораздо севернее). Березы тоже, с каждой сотней километров, увядали в росте. Из стройных красавиц переходя в кривоватые стволики, больше похожие на кустарник. Между Петрозаводском и Кемью поля сменились болотами, цветущими в это время года - для них наступила весна. Дорожное покрытие тем временем лучше не становилось. Участки отменного асфальта сменялись битым, и я радовался, что еду на легком эндурике. Все дорожные неприятности легко объезжались, а если и случалась промашка, то длинноходные подвески с легкостью проглатывали ямы и ухабы. Среди прочих неприятностей отмечу заправку в Лоухах (Карелия). Бензина там нет, и похоже, не будет никогда. На посту ДПС так и сказали - "заправка вот она, а бензин только через сто километров." (!!!) Так и ехали, на запасах в пластиковой таре. Про то, как запасать топливо. Канистру решили не брать - громоздкая. Бензин возили с собой в двухлитровых пластиковых бутылках, обмотанных скотчем и смотанных по две. Так они меньше склонны расползаться, и рассовать-закрепить их проще. У меня была еще пластиковая банка от тосола на четыре литра (бак у меня маленький), плюс супер-резерв, литр с небольшим в кармане багажной сумки. До Мурманска и Печенги ехали пока еще с "полупустыми баками", а вот когда выступили на полуострова, то заправились под завязку. Там топлива взять уже негде. Погода нас баловала, тут вам и солнышко, и ветер теплый в лицо. Но перед Мурманском заходили тучи, задул пронизывающий ветер, и мы встали на очередную ночевку в предчувствии смены времени года. И не ошиблись, потому что, по прибытии в этот северный город, мы попали - из Июля в Октябрь. "Жаркое лето" в Мурманске закончилось "только-только вчера". Об этом нам сообщали буквально все. Мы кивали головами и делали вид, что так оно и есть, но пока сами не увидим и не почувствуем эту жару - не поверим))). С утра небо затянуто, дождик временами, и ветер. Дул он с севера, плотно, ровно и очень сильно. Ручку газа приходилось откручивать на полную, а на подъемах вообще переходить на передачу ниже. Ну не обладает такой силой моторчик объемом со стакан))). И тут уже радуешься дождевику, потому что не только от дождя защищает, но и от ветра холодного. Нет-нет да и взгляну, что там "снаружи" творится, т.е. вокруг)). Исчезли хвойные деревья, березки превратились в кусты, тундровый пейзаж проявился отчетливей. И холмы, низкие горы на горизонте. И так в пятницу утром, в дождь, при температуре плюс шесть градусов и жутком ветре мы прибыли в этот - удивительный город, где живут замечательные люди. Наверное нам очень повезло, и Мурманск встретил нас гостеприимно. Как рассказывают очевидцы, первый визит часто бывает неудачным, ну не находится контакта с мурманчанами. А в этом походе все сложилось очень удачно. На первый же звонок по заранее записанному телефонному номеру, отозвался Геннадий, подсказал где нужно получить пропуск в пограничную зону. Ввели точку в GPS и поехали, доверясь навигации. Прибор не обманул, вывел прямо на цель и охранник слегка обалдел, когда мы "свалились" с горы, с обратной стороны от КПП :). Вскоре подъехал Гена и проводил нас в свой прекрасно оборудованный и теплый гараж. Знаток своего края, мототурист, он рассказывал про достопримечательности, маршруты, про то, куда стоило съездить, а где делать нечего. Мы слушали, и постепенно НАШ маршрут обретал конкретные черты. Узнав, что в Печенге есть заправка, решили ехать до нее, и уже оттуда двигаться на полуострова. Не теряя лишнего времени, отправились в путь. Сфотографировались на память у Мурманской стелы, попрощались, затем пресекли Кольский залив по великолепному мосту и, проехав немного, остановились у мемориала в поселке Абрам-Мыс. С высокого берега смотрели на город. Серая пелена дождя неслась над крышами домов, внизу находились огромные, но с высоты такие маленькие портовые краны и корабли. А на далекой горе над городом стоял "Алеша" - памятник защитникам заполярья. Ну все, теперь точно поехали, направление на Титовку (погранпост, проверка документов) и далее на Печенгу. По пути останавливались возле памятников, заглянули на Генерал-гору. Там, в вырубленных пещерах располагался штаб гитлеровских войск. Окопы, выполненные в скальном грунте, опоясывают гору, внизу за нешироким болотом, протекает река Западная Лица. Здесь пахнет войной, ее запах пропитал эту небольшую сопку насквозь. Крупповская колючая проволока до сих пор остра - в наших дождевиках появились первые дыры. Постоянно дул сильный ветер с севера - северо-запада. Поддерживать скорость удавалось с трудом, несмотря на то что ручка газа выкручена полностью. Мотоцикл периодически сносило к осевой, на мокром асфальте заднее колесо проскальзывало. И опять же, дождь и температура воздуха примерно плюс четыре, и ветер, ветер... Отныне, эти погодные условия сопровождали нас во время всего путешествия на Рыбачий. До Печенги (около 120 км) ведет очень приличное шоссе, не считая десятка километров снятого и битого асфальта сразу после Мурманска. Но доехал я в состоянии, близком к депрессивному. Ветер - на большой скорости он просто выматывал. Я начал отставать. Наконец, за одним из многочисленных поворотов показался - поселок Печенга, где нужно было запастись бензином. Чтобы добраться до АЗС, нужно въехать в поселок, затем на круговом перекрестке повернуть налево и двигаться по дороге примерно километр. Здесь мы залили бензин во все заранее заготовленные емкости. И снова хочется отметить, что жители севера с пониманием относятся к "сумасшедшим туристам". Когда мы стали лить бензин в пластиковые бутылки, пытаясь попасть тоненькой струйкой в горлышко (что вообще недопустимо у нас в Питере, к примеру!), заправочная колонка стала вырубаться. И тогда заправщица со словами "Так у вас ничего не получится" вышла к нам и вынесла воронку. Спасибо огромное! И за воронку в том числе. Хотели сразу повернуть в горы, но дорога через стрельбище оказалась перекрыта - в этот день действительно стреляли. Такое может быть только тут, на Севере. Действующий полигон, идут учения, а тут какие-то туристы. Но солдаты из оцепления не прогнали нас, а спокойно и даже как-то дружелюбно поговорили с нами. Сообщили, что стрелять закончат часам к двенадцати, но может быть и раньше. Ну а потом езжайте. Более того, даже поитересовались, знаем ли мы как ехать проехать и где сворачивать. Вот так бы у нас на полигоны пускали))). Пришлось искать место для ночлега в лесочке у одного из многочисленных озер. И правильно сделали, в горах ночевать было бы сложнее, хотя бы из-за недостатка дров. Утром, под сопровождение мелкого дождика собрались в путь и через опустевшее стрельбище вышли на первый этап маршрута, называющийся - Немецкая дорога. В те времена, во время Великой Отечественной войны и до нее, граница СССР несколько раз меняла свое положение. Но финны и норвежцы не были фактическими хозяевами на своих землях. Здесь господствовали интересы великой Германии, стремящейся получить доступ к стратегическим ресурсам. Поэтому появление дороги от Печенги и практически до Среднего полуострова неудивительно - то была военно-транспортная артерия. Удивительно то, в каком состоянии она сохранилась. Не считая некоторых засад, она просто великолепна. Края дороги укреплены камнем, отсыпка на месте, нет признаков оплывания и зарастания. Единственные признаки, указывающие на возраст постройки, это провалившиеся поперечные водопропуски для многочисленных ручьев (они были выполнены из бревен, которые теперь сгнили). Дорога выстроена основательно, и даже сейчас она кое где доступна даже для обычных Жигулей. Мы начали движение с западной части. Здесь находится самое главное препятствие - брод через реку. Зависимость от прилива и отлива - особенность здешних речек в нижнем их течении. В прилив море подпирает реку, и вода в ней становится высокой. В отлив речки мелеют, и брод снова доступен. И так каждые шесть часов. Наша река была также приливно-зависима. Когда мы подошли к ней - вода стояла высоко. Все попытки узнать время прилива и отлива по фазам луны, вычисленным в GPS, не привели к успеху. Зато старинный и простой метод втыкания веточки в край воды оказался куда как более действенным и принес добрую весть - начинался отлив. Спустя полчаса нашли подходящий перекат, где вода уже не могла залить мотоцикл. Не дожидаясь ухода уровня, мы по очереди пересекли водную преграду. Самым трудным оказался подъем на крутой берег. С отмели наверх, изрядно запыхавшись, вытолкали мотоциклы по вязкому склону. Но дальше ни глины, ни грязи уже не встречалось. Впереди было царство камня. Немецкая дорога, ведущая к восточной части хребта Муста-Тунтури, вилась среди гор, сглаженных древними ледниками, то вправо, то влево, по долине и снова вверх, иногда вниз. Бывало что и круто, а иногда полого. Тут бы ехать и головой вертеть, кругом красотища, но ветер и дождь не дают впасть в созерцание. Ехал, полуприкрывшись визором, очки так же наполовину закрыты каплями. Из-за этого половины красот и не рассмотрел. А как ехала Саша, могу только догадываться - она стекло вообще не закрывает (может в этом секрет?). Вдруг стоп - короткая фотосессия. Речка красивая впереди, или озеро - тут их сотни, спрятались среди гор от ветра и постороннего взгляда. А еще запомнились сопки, на макушках которых находились довольно большие округлые камни, будто кто-то специально их туда положил. Также попадались снЕжники, эдакие нерастаявшие слежалые сугробы с прошедшей зимы. Лежат себе, ухмыляются, и не думают таять до следующей зимы. Поначалу, преодоление бродов через неглубокие и бурные потоки вызывало остановки. Ходили, осматривали, прикидывали траекторию. Потом уже, сбившись со счета, просто притормаживали и пересекали с ходу. Только речки покрупнее проходили подстраховывая друг друга - затопление мотов не входило в наши планы. Запомнился один из перевалов, когда очередной долгий и извилистый подъем закончился, и я вдруг увидел дорогу, сбегающую лентами вниз. Сначала даже не понял - "И что, мы тут только что ехали?", - "Нет. Мы здесь поедем, но только уже вниз )))". Вдоль дороги то и дело встречаются остатки старых укреплений. То пропускной пункт на возвышении с останками какой-то машины, похороненной тут навечно, то землянки, то каменные окопы на склонах гор. Время остановилось в этом царстве мха и камней. Но земля не мертва, низкая растительность покрыта жесткими листочками, у самой земли спрятались скупые на краски цветы. Сюда только-только пришла весна, заставляя таять снежники и цвести тундру. Так мы и двигались, впитывая в себя суровую красоту северных гор, задевая низкую кромку моросящей облачности, пока не вышли на перекресток, оказавшийся укрепрайоном, выстроенным по всем законам того военного времени. Сначала нам показалось, что в долине находятся лишь несколько разрушенных строений из камня. На деле оказалось, что все склоны, подобно террасам, уложены многоярусными брустверами, незаметными снизу. И чем выше мы поднимались по склону, усыпанному скальными обломками, тем больше понимали, что ни один кусочек земли не отдавался даром. Осколки, корпуса мин, снарядов и бомб вперемешку с камнями и предметами войны были тому подтверждениями. Подняли с камней несколько гильз - немецкие. Среди окопов встречаются печки, вернее то, что от них осталось. Без них в этом суровом краю не прожить. А к единственному уцелевшему дому с двух сторон подходит лестница - она до сих пор хорошо видна, несмотря на завалы. Сколько же надо было сил, чтобы построить все это и наладить быт, да еще в военное время. Немецкая дорога закончилась "черным" перекрестком, названным так из-за цвета грунтового покрытия. Тут проходит основная магистраль, ведущая с материка на Рыбачий. Заныкали в камнях запас бензина на обратный путь (чтобы не таскать с собой лишний груз) и двинулись на перевал. Дорога езженная, покрытие гладкое (нефтяники для себя постарались), край дороги обозначен бочками, чтобы зимой не терялась. Этот перевал повидал много и многих, но не всех он пропустил - остовы машин, слетевших вниз, заставляют задуматься. День подходил к концу, и нужно было найти место для ночевки. Вскоре мы обнаружили его недалеко от основной дороги, в устье "Трезвого ручья". Через залив просматривался берег Среднего полуострова, а совсем далеко угадывался Рыбачий. А в полутора километрах от нас находился военный лагерь - виден большой кунг и армейские палатки. Несколько солдат направились в нашу сторону - познакомиться, поболтать. Они пригласили нас переночевать в палатке с печкой, но мы отказались. Речка, через которую они прошли по камушкам, во время прилива поднимается. Не хотелось с утра терять время на ожидание. Во время разговора выяснилось, что здесь скоро начнутся учения, и на полуострова в течение нескольких дней никого не пропустят. Так что мы вовремя успели. Только ребята ушли, как с противоположного берега залива раздался лязг и грохот. Это по дороге несся настоящий танк. В бинокль четко было видно, как молотят его гусеницы, а сверху, прижавшись к броне, сидели несколько солдатиков. Экстремальный способ передвижения))) Танк прогрохотал мимо и свернул в лагерь. К полуночи ветер будто утих, даже дождик отступил, давая нам время для короткого отдыха. Зато наглые чайки не подвинулись ни на шаг от нас, так и сидели, облепив прибрежную скалу, чего то ждали. Вдалеке проблеснуло солнце и озарило Рыбачий. Через малое окно в облаках его лучи падали на еще далекий полуостров, подсвечивая его желтым цветом. А над морем шел дождь... Забегая вперед, надо сказать, что солнце нам давали каждый день, но строго дозировано - не более пяти минут. (Хотя синоптики пообещали нам "ясно")
|