стр 1 2 3 назад в "сезон 2004 г"

"Алтайская кругосветка 2004"

июль - август 2004г.

 

Через 8 км, проехав остатки старого шлагбаума, дорога уперлась в речку. Мост разрушен и по низкой воде можно проехать в брод. Но как назло прошли хорошие дожди…. Горные речки обманчивы: смотря с берега, кажется мелко, а на самом деле - плавать можно. Так и получилось. Мне лениво было отвязывать вещи, раздеваться и вымерять брод - проскочу. Ну и поплатилась…. На середине брода вода дошла до бензобака, а заднее колесо уперлось в камень - мотоцикл утонул, набрав полный движок воды. Как я вытащила "Ласточку" на берег теперь только удивляюсь. Развела костер и до вечера выпаривала воду из масла, сушила вещи, спальник…. Теперь дороги назад нет - брод не проехать.

Еще через пару километров из двух колей дороги осталась одна. По слухам, в 30-х годах здесь строили дорогу (напрямую - 50 км, а в объезд - 400), но Сталин расстрелял главного инженера: плохо, мол, дорогу делаешь, и строительство остановилось. Тропа от берега Катуни стала серпантином подниматься в гору. Все выше и выше, страшнее и страшнее. "Но это наши горы, они помогут нам". Хотя я высоты не боюсь и легко могу проехать по тропе полметра шириной, но когда это все вместе…. Нет права на ошибку: одно не осторожное движение - по склону в Катунь (а там метров 300!). Руки белеют от напряжения. "Чуть правее наклон - упадет, пропадет!! Чуть левее наклон - все равно не спасти!!" Останавливалась только там, где не меньше 3 метров в ширину: тут можно руки от руля "оторвать" и передохнуть. Потом рассказывали, что тут многие уходили в Катунь. И что дальше? Разбирают внизу мотоцикл, по запчастям выносят наверх, собирают и едут дальше.

Одно из самых впечатляющих мест на Алтае - Катуньская Труба. Здесь река, шириной около 40 метров сужается до 10 и течет в глубоком ущелье скал. Тропа расширяется до 1.5 метров, зато справа отвесная стена - 500 метров вниз Катунь. Трудно представить, что там, внизу, твориться, с какой скоростью, с какими водоворотами бурлит водный поток. Даже на верху хорошо слышен шум реки. "Внизу не встретишь, как не тянись, за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес."

Ну вот, осталась еще одна речка и конец "тропы". В брод решила не рисковать - уж больно вода высокая. Тут есть мост - 1(!) сгнившее бревно. Проехала! Выбралась на Чуйский тракт и не поверила своим глазам - неужели на свете есть асфальт и дорога в 2 полосы! Потери, после "тропы" - отказали задние тормоза, окончательно загнулась подножка (паркуюсь теперь - "здравствуй, дерево!"), коленками касаюсь передних дуг безопасности, после неудачного падения сильно болит нога…. Грязная (поваляться в глине за этот день мне пришлось не однажды) и уставшая встала на ночевку (уже на берегу Чуи). Здесь сложнее найти своротку, т.к. дорога идет по долине реки: со всех сторон горы. Долго выбирать место для ночевки не позволили сумерки, и я встала рядом с лагерем новосибирцев, приехавших отдыхать. Они очень приветливо ко мне отнеслись и первым делом пригласили пить чай. Уже совсем темно стало, когда я ставила палатку. Деревьев практически нет - кругом альпийские луга и скалы, поэтому из подручного материала и руля "Ласточки" соорудила стойки к палатке и уже собралась спать, а новосибирцы говорят: "Крепи лучше палатку. Нас ночью чуть не сдуло. Изнутри держали палатку". А как закрепить? Колышки в камни не вбиваются, деревьев, чтоб растянуть палатку, нет. Да ладно, думаю, ветра нет, ночь будет спокойной. Не тут то было. Гроза над головой, молнии сверкают, дождь хлещет как из ведра, а ветерок…. Сорвало тент с одной стороны, пока закрепляла, сорвало с другой, потом с третьей. Пришлось вылезать под дождь, собирать камни в полнейшей темноте и обкладывать ими тент. Утром приходят новосибирцы: "Ну, как спалось?".

Чем ближе к Монголии, тем меньше растительности "за бортом". Тут начинается высокогорная степь, пасутся стада верблюдов и яков. Вершины гор покрыты ледниками. "Как Вечным огнем, сверкает днем вершина изумрудным льдом…" - впечатляет!

Доехав практически до Монгольской границы, поворачиваю назад. Через 2 дня на Колыванском озере начнется слет авто-мото туристов. Как говорили ребята в Новосибирске, это озеро делит горный и степной Алтай. Жалко расставаться с этой красотой, но надо поворачивать к дому. "Спускаемся мы с покоренных вершин, потому что всегда мы должны возвращаться…". Начинается самое тяжелое для меня - дорога домой. Но рано еще думать о доме и расслабляться - впереди перевалы, серпантин…

После Барнаула повернула в сторону деревни Савушка на Колыванское озеро. Остановил гаишник: "Куда вы все едете?". "Не знаю куда все, а я на слет". "А что за слет, где, когда?". После такого допроса, забыв даже посмотреть документы, отпустил, и я полетела догонять "всех". За 100км до озера вижу, стоит мотоцикл и машина. Останавливаюсь и слышу:

- А вот и Новосибирск!

- Не угадали, это Питер!

- На Колыванское? Поехали с нами.

Так я познакомилась с первыми авто-мото туристами. Долго мы искали поляну для палаток и "всех", приехавших раньше. Указатель "туда 10 км" на проселочную дорогу с множеством отворотов - это уже спортивное ориентирование. В конце концов "туристы" и палатки были найдены. Одно плохо - погода испортилась и начал моросить дождь. В надежде на хорошую погоду завтра мы разошлись по палаткам. А ночью опять гроза с сильнейшим ветром и дождем. Первый раз за 5 лет я выливала воду из палатки. Мне еще повезло: палатку не порвало и не унесло, а воду можно было вычерпать миской из небольшой ямки, куда она стекала. Утром оказалось, что дождь и не собирается прекращаться. Тент, натянутый для "кухни", разорвало в клочья, все палатки промокли насквозь и спальниками (!) вытирали воду. Все мокрые и замерзшие, настроение соответствующее. После обеда тучи раздуло и даже выглянуло солнце. Теперь можно и посмотреть, где же мы находимся. С одной стороны озера степь, а с другой - горы. Скалы возвышаются и посреди озера, причем выветриваниями и вымываниями образовались гроты, пещерки и просто причудливые фигуры. Вы когда-нибудь видели, чтоб ветер дул в одну сторону, а тучи неслись в другую? Заливы озера заросли чилимом (водные орех, растущий только на Алтае) и все берега усыпаны этими "чертиками". Народ здесь собрался очень интересный и, несмотря на различие в возрасте (от детей до стариков), общие увлечения и взгляды на жизнь (а живут эти люди походами) сплачивали нас. Мне казалось, что я всю жизнь знаю этих людей, мы всю жизнь дружим и учимся друг у друга. Рассказы о походах, песни у костра…. Незаметно пролетели 3 дня. И мне пара дальше к дому. До свиданья, Алтай!

Ехать назад через Казахстан меня отговорили: уж больно злые гаишники. Денег на штрафы у меня нет - еду по России. Опять заколдованная трасса Новосибирск - Омск! И опять проблемы… застучал коленвал, а до дома еще 5000 км.

С горем пополам доехала до Омска. Только у ворот клуба почувствовала, насколько устала. Это усталость не от дороги, а от мысли: доеду или нет. Сейчас бы отдохнуть, но не могу - надо с Ласточкой разобраться. Немного подремонтировавшись, утром выезжаю дальше на запад. Погода нелетная (уже несколько дней сыпет дождь), но друзья встретили, накормили, напоили…. На следующий день меня "посвятили" в дружинники: выдали повязку на рукав и мы двинулись "охранять" концерт ("Байкеры на охране общественного порядка" - как звучит-то!). "Охранять" надо было забор: никого не пускать. Правда, за ограждением кроме наших мотоциклов и милицейских машин ничего не было и, естественно, туда никто не пытался проникнуть. Народ просто отдыхал, а у нас было море времени, чтоб поделиться впечатлениями о походах, слетах и т.д. Удивительно, но меня узнают на улице: "А тебя по TV показывали…" (!). Это все последствия Ирбитского байк-слета и таблички "Питер".

Жалко уезжать, но надо. "Опять тобой, дорога, желанья сожжены…". Дорога настолько знакома, что еду грызя семечки - не заснуть бы!

Татарстан - как всегда: гаишник под каждым кустом. На первом же посту останавливают: "Девушка должна дома сидеть…". "Не знаю как у вас в Татарии, а у нас в России…". Ну вот и все, вечером 23 августа въезжаю в Тихвин. Закончилась "Алтайская кругосветка". Около 15 т. км дороги, примерно 800 л. бензина, полтора месяца жизни…

 

в начало