стр. 1 2 3 4 5 6 7 сезон 2007 г

Туда!

23 июня - 1 сентября 2007г.

 

10.07.2007

Наконец-то закончился нудный асфальт! Впереди - километры БАМа, того самого БАМа, по которому в 2005 году мы с Шельмой пробирались в сторону "Солнечного Магадана". Вспоминая тот поход и те трудности, что нас поджидали невольно думаешь: "А зачем тебе это? Зачем сознательно это повторять?" Ан нет! Эти места притягивают как магнит, да и многое изменилось за эти 2 года. А самое главное - изменилось представление о дороге и о проходимости. Уже не так пугают броды, не так страшно прыгать по камням и промоинам, а значит и усталость меньше и все внимание не на то, "как проехать", а на то "как красиво!". А вокруг… Горы с прожилками наледей, таежный лес, кедровый стланик, увешанный шишками… Но все это впереди, а сейчас прощаюсь с гостеприимным Братском, неспешной Ангарой и гладкими асфальтовыми дорогами.

Грейдер бежит под колесами, амортизаторы сглатывают все ямы и выбоины - загляденье! Вот если бы еще не эта пыль от четырехколесных… Нефтепровод, о котором столько говорили 2 года назад и на который так надеялись местные, строят ударными темпами. Понагнали строительной техники, то и дело снуют УАЗики и джипы. Только надежды не оправдались: вместо того, чтоб построить дорогу ее только сильнее разбили, а в поселках жизнь по-старому: брошенные лесозаготовительные базы с гниющими штабелями бревен, покосившиеся заборы… Хотя нет, что-то изменилось, но еще не понять что именно. Все-таки восприятие дороги и похода напрямую зависит от мотоцикла и навыков вождения. Да и второй раз всегда проще, чем первый. Уже нет того страха и неизвестности, а есть уверенность в своих силах и в технике и ожидание той природной "сказки" в которую еще чуть-чуть и окунешься. А посему летишь и только на ходу отмечаешь: танкетку, возвышающуюся над Звездным, покрасили и лесенку к ней соорудили, дорога вроде поровнее пошла (а может просто кажется?)… Нет, действительно после Звездного въезжаю на новую дорогу. В асфальт ее, конечно, не закатали, но новый и выглаженный грейдер несколько удивляет. Вот только население местное огорчило - как-то не дружелюбно встречают. Не скажу, что воинственно или с "наездами", а просто не дружелюбно.

На ночевку встаю у подножья перевала Дабан (первого БАМовского перевала) на маленьком озерце, в котором отражаются подсвеченные закатными лучами облачка. Грибов много, но одни поганки… Зато комаров - тьма и они очень быстро заставляют шевелиться.

 

 

11.07.2007

Без труда переваливаю Дабан и вот он, Байкал! Чистейшая прозрачная и на удивление теплая вода тихонько колеблется, зажатая горными хребтами. Погода отличная, и даже жаркая. Первый раз вижу настолько ласковый Байкал. У мысовых тоннелей сворачиваю на берег. На удивление теплая вода шелестит о прибрежную гальку, ленивые чайки гордо расхаживают по камушкам, высматривая что-то под ногами и тишина… Время замирает. Только иногда прогрохочет состав, да проскочит машина и вновь пауза во времени.

Нижнеангарская низменность нисколько не нарушает гармоничность и красоту озера, несмотря на низкий и слегка заболоченный берег. Силуэты гор пробиваются сквозь дымку, очерчивая озеро. Захожу в долину, зажатую между двух горных хребтов. Дорога накатана, но после Уояна резко портится, появляются покосившиеся мосты и броды. Но воды в речках мало, а посему двигаюсь быстро, только изредка въезжая на отсыпку железной дороги. Да и что толку - за последние годы и отсыпку прилично разбили машинами, так что трясет там не намного меньше.

Стали появляться "каменные" реки, и хоть воды в них чуть выше колена, в бродах попотеть приходится. Все камни "живые" и то и дело пытаются выскочить из-под колеса или из-под ноги, да и водичка прохладная. Смотря на русло такой реки становится страшно, что же здесь творится во время "большой воды"… Бешенный поток, несущийся с гор, как пушинку ворочает огромные валуны и ни дай бог, оказаться у него на пути.

Ближе к Северомуйскому хребту и дорога из мягкой песчаной стала "каменной". Словно старая, очень старая мостовая с плохо уложенными булыжниками. На машине по такой дороге всю душу вытрясет, нам же хорошо - подвеска отрабатывает удары, только руль надо держать крепко - того и гляди выбьет из рук.

Начинаем карабкаться на Северомуйский перевал. Страшный железнодорожный мост над пропастью и железка прячется в тоннель. Склоны гор покрыты кедровым стлаником - только он здесь, на ветру да на камнях, и выживает. На верху перевала красивое озеро. Помнится, здесь я и ночевала в прошлый поход, но сейчас еще не вечер - спускаюсь с перевала вниз, к поселку.

Северомуйск. Узловая станция железной дороги, обычный для этих мест железнодорожный поселок. Заправки здесь нет, а магазины мне не нужны, ибо еды с запасом, так что задерживаться здесь нечего.

Машины тут не ходят, лишь редкие, да и то скорее по нужде: в Бодайбо чего-нибудь отвезти, путейцы куда поедут, да геологи… Мостов практически нет, а те редкие, что еще держатся, зияют провалами.

Начинает сказываться усталость, все сложнее удерживать руль на этой брусчатке. Да и солнышко клонится к горам. Ручей Голубой (он же Каменный) - вот тут мы и будем ночевать. Однако водные процедуры типа брода, все же примем сегодня, ибо не дай бог в горах пойдет дождь - вода резко поднимется. Ручей не спроста зовут Каменным - все русло это беспорядочно разбросанные и "живые" камни. На самом выходе из брода все же "сажусь" на камушке. Да еще и опрометчиво газанув, заднее колесо закопалось. Вот она, усталость. Пока боролась с "каменной подставкой" догнал КАМАЗ. Но и ему не удалось преодолеть водную преграду - посреди брода закопался. Когда стало понятно, что без посторонней помощи эта махина с места больше не сдвинется, ее тут же обложили камнями. На мой вопрос: "Зачем?", они рассказали историю двух недельной давности.

Поехали буряты с Юга Бурятии посмотреть на красоты Севера Бурятии. Естественно, буряты поехали на УАЗике, ибо дорога для другой машины не проходима. Добрались до Голубого (Каменного) Ручья, пошли в брод и закопались в камнях. Что делать? Выбрались на берег и стали ждать какую-нибудь машину, естественно, довольно весело проводя время на берегу. Долго ли они ее ждали - история умалчивает, но машина (кран) пришла. Трезвыми здесь не ездят, а потому мужики из крана хоть и были "нужной кондиции", но на просьбу вытащить, безоговорочно согласились. Однако, сунувшись на камни, кран лег на бок. Что ж, теперь все вместе они сидели на берегу и ждали еще кого-нибудь. Но тут в горах пошли дожди… За считанные часы вода поднялась на пару метров и … УАЗик унесло… теперь его останки, разорванные на 3 части, валяются метров на 200 ниже по течению…

"И что теперь делать?" - спрашиваю я. "Ждать какого-нибудь УРАЛа или КАМАЗа-Сайгака и молиться, чтоб в горах не пошли дожди…". Развели костер средь камушков, сварили еды… С разговорами и время пролетает быстрее. Тяжелая здесь работа у водителей, особенно зимой. Летом-то хоть не замерзнешь, а зимой если двигатель замолчит, то шансов практически нет. Как послушаешь их рассказов, мурашки по коже забегают. Обычная работа, а все время на волоске висишь, а там… повезет - живым вернешься. И ведь ездят, и… возвращаются…

Уже в темноте пришел Камаз-Сайгак с геологами. Выдернули, сами переехали на другую сторону, постояли чутка да и скрылись в темноте.

12.07.2007

Морозное утро. Вылезать из спальника совсем не хочется, но пора. Прощаюсь с камазистами, потихонечку собираюсь. Утренняя роса словно иней, повисла на ветках кустов и траве. На небе ни облачка, но, пока солнце не поднимется из-за гор, не потеплеет.

Вжик радостно попрыгал дальше, в сторону Кодара. Отмытая труба, о которой предупреждали камазисты, еще пара не глубоких бродиков и мы прибываем в Таксимо. Асфальт, магазины, кафе, заправка - одним словом - цивилизация! Будний день, людей на улице практически нет. Заправляюсь и быстренько покидаю этот очаг Бамовской цивилизации, тем более, что по разведданным, полученным на заправке, несколько часов назад в сторону Чары вышел Урал. Урал в качестве подстраховки и возможной технической помощи - это очень хорошо, но когда он позади.

Дорога, шириной чуть больше машины вьется вдоль железки. Тут явно ездят, но ездят не часто. Перед каждым мостом - довольно накатанный отворот на брод. Иногда попадаются еще целые мостики, но жить им явно осталось не долго. Да и те, что "живые" проезжать надо предельно внимательно, ибо метровые провалы не редкость. Вскоре на ходу, еще на подъезде, начинаю различать степень "проезжаемости" моста: если подъезд к мосту сильно зарос травой - значит не проехать и надо сворачивать на брод, ежели зарос, но не сильно - значит УАЗики проходят и мне можно. Примета сия действует процентов на 70.

Незаметный спуск и вот они - страшные "лужи". Старая дорога просела в болото и по большой воде УАЗикам вода переливает через капот. Водные процедуры принимать не хочется, а посему сворачиваю на отсыпку. Но тут нельзя увлечься, чтобы не повторить ошибку прошлого похода и вовремя свернуть обратно на дорогу. Но на этот раз мой друг и помощник Зумо не дал ошибиться.

Посреди дороги валяется огромный мешок с пластиковыми бутылками. Странно, подумала я, и поехала дальше. Через пару километров - еще один. Вскоре встретился джип: "Не видела?" - "Лежат"… Все население джипа (естественно, включая водителя) еле держится на ногах. "Ты вперед поедешь, там еще один где-то лежит. Увидишь - положи на дорогу"… Я-то положу, только странно все это: 2 позади, один впереди… как же вы так ездите?

Витим. Временный железнодорожный мост, переделанный под автомобильный - связь между Читинской областью и Бурятией. Когда была "война" между областями из-за солярки этот мост сожгли, и Уралы ездили просто по швеллерам. Потом надоело - собрались и заново отстроили мост. Шпалы положены не плотно и сквозь промежутки хорошо видно где-то далеко внизу толщу воды. Аккуратно, стараясь не смотреть вниз, переползаю в Читинскую область.

Перед самой Куандой наконец-то догоняю Урал из Таксимо. Он перемещается настолько медленно, что вначале кажется, будто он просто стоит. Но это и понятно - по такой "каменной" дороге быстрее и не поедешь. Обгоняю, предварительно посигналив, ибо трезвыми в этих краях не ездят и в зеркала, естественно, не смотрят (а зачем, если максимальная скорость перемещения машины 20 км/ч) и уношусь в поселок.

В магазине встречаю водителя Урала (догнал, пока я рассекала по поселку в поисках магазина): "Мы все глаза просмотрели. Где твой второй? Тут по одиночке не ездят!". А заодно предложил: "там впереди моста нет, давай тебя в кузов закинем…". Во! То, что надо! Если железнодорожники не пустят (а их мост через Куанду охраняется), то на этот случай есть Урал.

Подъезжаю к сторожам - а они ни в какую.

- Езжай в поселок к начальнику за разрешением…

- Может я за поездом быстренько проскочу?..

- Нет!

Ну и ладно. Особо упрашивать не стала - спускаюсь обратно к дороге, знаками показываю Уралу, что не пустили, в ответ - езжай за нами. Перед самой рекой закинули Вжика в кузов, я туда же и поплыли. Интересно смотреть из кузова: вода все выше… уже колеса скрылись… до капота дошла… А танк медленно, но верно, рассекая потоки пробирается на другой берег. Вдруг - резное торможения и назад. Что случилось? Зыбучие пески… После недавнего наводнения вода еще не спала и смесь песка и воды засасывает даже когда идешь пешком. В самой же речке дно хорошее, крепкое - галька. Вроде нашли выезд - полный газ и вперед. Но… не получилось… Итог - Урал сел на все 3 ведущих моста. Ну а дальше… дальше игра в песочнице - откопай Урал. Вначале копали руками, потом сбегали к путейцам за лопатой, но, сколько его выгребаешь, столько и намывает заново. Да еще и солнце жарит… Покапаешь - окунешься - и снова покапаешь. Не прошло и двух часов, как Урал скинули обратно в реку. Но цель-то не достигнута… Второй штурм закончился ровно на корпус машины дальше, но с таким же результатом - сидим на всех мостах. Но тут нам больше повезло - пришел Урал путейцев и выдернул из засады. Вызволение из песчаного плена тут же на берегу было отмечено теплой водкой и холодным пивом.

Дорога вьется вдоль берега Сюльбана, Кодарский хребет все ближе и ближе. Особых сложностей нет, если не считать огромных промоин, но сейчас сухо и едется легко. Не зря Кодар называют "Северной Швейцарией" - красота необыкновенная. Огромные валуны с вкраплением кедрового стланика, ледовые прожилки в расщелинах хребтов… И вот Сюльбан ущел в сторону и впереди раскинулись 2 огромных озера - Малое и Большое Леприндо. Ветра нет и вода застыла зеркальной гладью, отражая вершины Кодара. На закате они выглядят сурово таинственными. На другой стороне Леприндо тоненькой струйкой падает водопад - воды мало и это радует, ибо больше шансов попасть в Чарские Пески.

До Чары осталось совсем чуть-чуть и ручка газа крутится сама собой. Правда пару раз чуть было не поплатилась за свое лихачество: обвалы дороги никто не отменял, да еще в сумерках они плохо видны, да и полуразвалившиеся мосты, скрепленные косыми металлическими пластинами и костылями, с торчащими шляпками, ошибок не прощают. Но вот уже видны трубы котельной - все, приехали!

13.07.2007

Сегодня дневка, а посему поднять себя с теплой и мягкой кровати удалось только в обед. Звоню домой, а из трубки заспанный голос: "У нас 6 часов разницы…" Ах… ну да…

Вечером у местного клуба какой-то концерт - поехали слушать. Хотя наверное зря поехали, ибо все внимание зрителей тут же переместилось на нового человека и невиданный тут мотоцикл. Зато познакомилась с другом сестренки моей, местным фотографом и туристом Сергеем. Он тоже завтра собрался идти на Пески - вот вместе и пойдем. А сегодня продолжаем отдыхать.

14.07.2007

В назначенный час встретились на остановке. Итого, нас собралось 6 человек. Недолгое ожидание автобуса, и вот уже едем в Старую Чару. Старая Чара, хоть и является районным центром, но, из-за удаленности от железной дороги, кормящей и одевающей все население БАМа, выглядит деревней. Одноэтажные частные домишки, пыльные улицы, водопровода нет и почему-то нет колодцев, а посему у каждой калитки стоит бочка под воду - вода привозная… Зато здесь есть заправка и аэропорт, а следовательно связь с "большой землей".

Дорога местами хорошо заболочена и даже, не смотря на засуху, огромные лужи преграждают путь. Несметные полчища летающих вампиров обрадовались легкой добыче. С разговорами через пару часов доходим до брода через Средний Сакукан, а дорога уходи дальше к Мраморному Ущелью. Где-то там, в сталинские времена была зона - добывали уран. Говорят, она довольно хорошо сохранилась, но ходу туда 2 дня, а у ребят нет времени. Жаль, но это будет повод еще раз сюда приехать.

Спускаемся к реке. На рукавах реки лежит лед - наледи. Они растают к концу лета, если будет жарко. Лед хоть и толстый, но хрупкий, весь, словно стеклянные палочки или наколотые сосульки. Перегрузили рюкзаки: все, что мокнет - наверх. Шеренгой, сцепившись друг с другом локтями и получив указания от Сергея о траектории форсирования брода, вступаем в ледяную воду. Глубина довольно быстро увеличивается, течение чувствуется и начинает сносить, особенно в фарватере. Но вот он, заветный "другой" берег!

Небольшая болотинка с засохшими останками деревьев и начинается песок, но пока еще мало похожий на пустыню, ибо сильно заросший травой. Несмотря на то, что вышли из леса, мошкары не уменьшилось.

Оазис. В распадке между барханов, в тени лиственниц и странника, затаилось теплое озеро Аленушка. Ставим лагерь. Место довольно посещаемое (из Старой Чары туристов на вездеходе сюда забрасывают), а посему с дровами туго. Зайдешь в лес за дровами - выйдешь в облаке комаров и мошки. Вечер у костра под разговоры быстро пролетел. Все, отбой.

15.07.2007

Самое главное в походе - это теплый спальник и хорошая палатка! Несмотря на дневную жару ночью было прохладно и даже холодно, а посему крепко спали только я и Сергей - как обладатели спальников. Остальные же ни свет ни заря уже разожгли костер, грелись у него и своими разговорами не давали спать.

Солнце только-только встает, вечерние темно синие, суровые горы осветились и подобрели, далекая наледь у входа в Мраморное Ущелье парит, укутывая подножье Кодара, озеро дымится туманом… Холодная ночь осела каплями росы на иголках лиственниц, шишках и цветах. Пустыня еще спит… Но вот солнышко поднимется выше, высушит живительную влагу, прогреет песок и здесь зашевелится жизнь, полетят птицы, запищат комары, забегают ящерицы… А пока только трава жадно впитывает воду, да потрескивает костер.

Неспешный завтрак, неторопливые сборы - и в путь, пока припекать не начало. Погода явно балует - на небе ни облачка. Гуськом карабкаемся на первый бархан и вот она - Чарская Пустыня во всей красе! Море песка раскинулось у подножья Кодарского Хребта. Песок крупный и утрамбованный ветром - идти легко, но жара усиливается. Где-то здесь, среди песчаных гор, давным-давно разбился вертолет и его останки до сих пор похоронены в песке. Еще одна удивительная особенность "местных" барханов - они настолько острые на верхушке, что сидя свешиваешь ноги по обе стороны, как на лошади. А в распадках барханов - оазисы из лиственниц…

К полудню на песке стало появляться все больше и больше следов ползающих и летающих тварей. Но и припекает уже не на шутку. Вот только мошкаре, которой здесь невиданное количество, на дневную жару плевать. Ближе к центу растительности все меньше и меньше, а песок, словно море, подернулся рябью. Вот только верблюдов не хватает, для полной пустыни, да горы на горизонте возвращают в реальность Севера.

Забрались на самый высокий бархан. "Я сюда еще вернусь…" Теперь я окончательно понимаю, настолько влюбляешься в эту спокойную и суровую красоту, почему тянет снова и снова в эти загадочные и пока не тронутые человеком места.

Сижу на горячем песочке, в одну сторону посмотришь - вершины Кодара чуть припорошенные облачками, в другую - белеет Чара, а вокруг - песок, песок, песок… Не выдержала - позвонила сестре. Это она когда-то своими рассказами открыла для меня эту северную сказку. Хотя и понимаю, что поступаю не хорошо, ибо человеку, побывавшему здесь даже не надо ничего рассказывать - достаточно напомнить о существовании Чарских Песков и Кодара, как картины сами всплывут в памяти и защемит сердце, но ничего не могу с собой поделать.

Все же, сколько бы лет человек на свете ни жил, а в душе он остается ребенком. Дорвались "большие дети" до песочницы и горок… Уж на чем только не пробовали кататься с барханов: из пенки сноуборд хороший вышел, но скользит плохо, на ногах кататься тоже не очень получается. Сработала инженерная мысль - из пластиковой бутылки, разрезав ее вдоль, сделали санки и ух… Вот только подъемника нет и обратно карабкаться по осыпающемуся склону тяжко.

Таежное озеро. Оно действительно "таежное": низкие берега, заросшие чахлыми лиственницами, прозрачная и бездонная вода отражает горизонт. Какое наслаждение, после знойного перехода через пустыню окунуться в прохладную воду! Верх блаженства! Нанырялись, наплавались… Но день близится к закату - прощаемся со знойными песками и гуськом выбираемся на старую дорогу. Здесь шли этапы из пересыльного лагеря в Мраморное Ущелье на урановый рудник. От лагеря практически ничего не осталось, лишь покосившиеся столбы с колючкой, да горелые бревна бараков напоминают о страшном прошлом.

Верхний Сакукан. Вновь, сцепившись шеренгой, вступаем в воду. Вот тут-то действительно сцепка нужна, ибо дно "плохое" - вязкий песок со спрятанными ямами. То один, то другой провалится. Причем выбраться самостоятельно из такой "зыбучей" ловушки, да еще и с сильным течением, сложно, а тут повис на локтях - и уже проще.

Густой и колючий кустарник, небольшая болотинка, отвалы щебня, оставшиеся после строительства железки и вот и все - бредем по шпалам. Чарский мост зияет прорехами между шпал, но еще довольно крепок и держится. В сумерках входим в поселок. Нагулялись вдоволь, а теперь спать!

 

Читать дальше

Hosted by uCoz