стр 1 2 3 4 5 6 сезон 2010 г

"Большой БАМ"

Поход вдоль Байкало-Амурской Магистрали

июль - август 2010г.

 

Краткая предыстория или что происходило до. А "до" меня пригласили принять участие в походе, посвященном 35-летию БАМа (Байкало-Амурской Магистрали), великой комсомольской стройки 20 века. Мы должны были пройти от самой западной станции БАМа Тайшета до Комсомольска-на-Амуре, завернуть на малый БАМ (от ст. Бамовской, что на юге, до Нерюнги на севере), сфотографировать все вокзалы (ибо каждый из них строился по своему уникальному проекту какой-то областью или республикой бывшего СССР) и снять фильм. Итак, в июле 2010 года на БАМ отправились 4 человека: Константин Ткаченко (мотоцикл WR-250), Сергей (мотоцикл TTR-250) и Павел (мотоцикл TTR-250) и я (мотоцикл WR-250). Около Тынды Сергей пробил картер своего мотоцикла, а Константин неудачно упал, сломав ногу. В Тынде состоялся "совет в филях", на котором и Павел решил дальше не продолжать поход, и вернуться домой. Мне сдаваться не хотелось, тем более Макс из Тынды, попросился в попутчики. Вдвоем оно веселее. Таким образом, поход разделился на 2 части, как потом оказалось, абсолютно не похожие друг на друга: западный БАМ (Тайшет - Тында) и восточный БАМ (Тында - Комсомольск). Про западный БАМ написано и рассказано уже много, поэтому эту часть похода позволю себе слова не писать, а лишь показать фоторгафии дороги от Тайшета до Тынды. Итак...

Мысли с бешенной скоростью скачут в голове, но сосредоточиться не получается. Такое ощущение, что думаю обо всем сразу и одновременно ни о чем. Даже сидящий на лавочке Костя с "костяной ногой" не возвращает в реальность. Вроде ничего страшного не случилось, все живы, но настроение абсолютно не походное. Однако поход продолжается! Вдвоем с Максом уходим на восточную часть БАМа, к еще такому далекому Комсомольску-на-Амуре. Казалось бы, 2000 км - что это за расстояние! Тем более по сибирским меркам. Но это не просто сибирские дороги, это БАМ: технологическая дорога, брошенная после постройки железнодорожной ветки.

Асфальт, добежав до Восточного, резко закончился и дальше нас уводила пыльная грунтовка. Однако дорога вполне накатана, встречаются лесовозы и даже целые лесозаготовительные базы с корейцами. Через Гилюй (первая большая река) построен новый шикарный мост, что вселяет уверенность: "есть жизнь на Марсе"! Нехорошие мысли потихоньку уходят и я вновь всецело погружаюсь в поход. Природа после Тынды резко поменялась. Не прячутся больше в дымке горизонта горы, речки стали полнее и спокойнее, однако даже в этих, казалось бы, однообразных низкорослых и корявых березках и чахлых лиственницах, обступивших со всех сторон, есть какая-то своя прелесть.

Станция Маревая

Реальности БАМа не заставили себя ждать - средний пролет моста рухнул в реку Унаха, оборвав ниточку дороги. Походили, посмотрели, нашли брод, но… это не наш размерчик - скроет вместе с рулем мота. Что ж, едем на железку! Но вот тут-то и сбылись все мои опасения - железнодорожная ветка Комсомольск - Тында изначально проектировалась и строилась под одноколейку, нет свободной отсыпки, как на западном БАМе, местные автомобилисты не используют ж.д. мосты и, как следствие, ни въездов, ни съездов на насыпь нет. А насыпи здесь высокие… И кроме того, даже вкарабкавшись на железку сразу оказываешься на шпалах и нет возможности укрыться от паровозика, а их, всевозможные поезда и локомотивы, никто "не выключает" и они исправно и регулярно перемещаются по рельсам на довольно большой скорости.

пос. Дипкун

Чутка не дотянув до Тутаула, вновь уперлись в рухнувший мост через Утугай. Но по разведданным, добытым у железнодорожников в Дипкуне сейчас на железке "окно" и нам надо как можно скорее перебраться на другую сторону. Заезд на насыпь нашли в паре километров от реки, проскакали сайгаками по шпалам и припарковались у тепляка на другой стороне реки. Вот тут мы и заночуем сегодня. Печка горит, чай варится, настроение отличное! Вечером искупались в ледяных водах Утугая, попробовала покидать удочку, но кроме пары поклевок ничего так и не дождалась. Солнце село и вместе с ним спряталось дневное тепло. Пора закутаться в теплый спальник и отрубиться.

Ночью над головой пошли поезда. Но я уже к ним привыкла, и грохот товарняков не проникает в мою спящую голову.

Сфотографировав пустынный вокзал Тутаула, двинулись дальше на восток. Дорога стала портиться, стали появляться промоины, однако сложностей пока не возникает. До разъезда Генерал Милько добрались махом. Но вот дальше вопрос, куда ехать. Впереди Зейское водохранилище и охраняемый ВОХРой мост. Вероятность договориться с охраной ничтожно мала, а значит надо искать обходные пути. Сегодня воскресенье и бичик на Верхнезейск будет только завтра. Узнав расписание рабочего поезда, едем на Зейское море. Может, какая баржа или катер сегодня будет и перебросит через водохранилище.

Поселок Хвойный. Чем живут люди не понятно. Железка в стороне, валкой леса занимаются корейцы, но при этом поселок довольно большой. Есть 2 магазина, школа, административное здание, детсад (или что-то на него очень похожее). Зашли в магазин пополнить запасы провизии, а заодно и расспросить. Продукты сюда завозят баржой, но она будет через пару дней, А с мимо проходящими катерами связи нет. Здесь вообще сотовая связь местами: "около этого дома и вон того берет". Зато продавщица нас угостила здоровенной щукой и местные рыбаки подсказали где можно встать на море, а заодно и поделились червяками, т.к. на хлеб и пряники местная рыба не ведется.

Свернули к бывшим причалам лесозавода. От самого лесозавода ничего не осталось, да и пристани уже порастают молодой порослью. Шикарный пляж, огромное количество дров, темно синяя вода, уходящая к горизонту и голубое небо! Радуюсь такой вынужденной дневке - можно ничего не делать, никуда не ехать, а просто полежать и подремать на солнышке.

К вечеру поехала на старые пристани покидать удочку - вдруг повезет. Вода кипит - повсюду играет рыба. Да, о таком клеве можно только мечтать - крючок не успевает опуститься, как уже надо вытаскивать! И так одну за другой. Рыбешки не большие, но безумно голодные. Уже почти совсем стемнело, а жор не прекращается. Тенью надо мной проскользила сова, прицеливаясь к улову - не, не отдам. Только что пойманная и поджаренная на рожне рыбешка оказалась очень вкусной!

Ночью пару раз просыпалась - чего-то не так! Ах, да, вместо громыхающих товарняков, тихий шелест прибоя.

Неспешные вялые сборы разбавляются ловлей наглых бурундуков, то и дело норовящих что-то утащить.

Вернулись к разъезду. Жарко. Дремлем в тенечке, в ожидании бичика. Бичик - это рабочий поезд, состоящий из 1 локомотива, 1 вагона и 1 платформы Курсирует от между поселками 2 раза в день, т.е. утром "туда", вечером "обратно", развозя и вечером собирая путейцев и прочих железнодорожных работников. Кроме дежурной по разъезду и тетушки, так же как и мы ждущей рабочего поезда, больше никого. Этот поезд - единственная связь между поселками. Машины тут не ходят, а "пассажир" (единственный пассажирский поезд Комсомольск - Тында) не останавливается.

Громкая связь оживилась, предупреждая о подходе поезда, а в месте с ней оживилось и все вокруг. Откуда-то появились путейцы, дежурная выбралась на перрон. Но вот незадача - проводница наотрез отказывается нас брать… странно, ведь до этого "вписаться" в бичик не составляло труда. А тут нет и все! Честно говоря, я уже решила что все безнадежно и придется нам ждать катера, но путейцы сами уговорили проводницу. Один из них, похоже, "самый главный", пообещал "договориться если что" с ВОХРой, а мотоциклы - так это их, путейские принадлежности.

Пара минут и моты уже лежат на платформе. До моста через Зейское водохранилище совсем недалеко, и мы сидим тут же на платформе. Мелькают столбы релейки, бегут деревья, постукивают колеса…

Мост через Зею оказался не таким уж и большим, но охраняется очень серьезно. С двух сторон моста вышки, в каждой по автоматчику. От кого и зачем нужна такая охрана, но... с ними явно не договоришься… Только мост миновали и завернули за горку - наша остановка. На первый взгляд, высадили в "чистом поле", точнее просто на насыпь без каких-либо признаков дороги. На самом деле нет - машинист остановил напротив тропинки, ведущей к дороге. Что ж, первый рубеж взят!

читать дальше