Туда! 23 июня - 1 сентября 2007г.
|
||
16.07.2007 Дневка. Ноги гудят от вчерашней "прогулки" по пустыне. Ну да ладно - сегодня все равно никуда не еду - так что отдых от вчерашнего "отдыха" полным ходом. Вот только одно не радует - синоптики на завтра обещают целых +4 (а ведь еще вчера шпарило за 30). Ответ ЦУПа (Центр Управления Полетами которым является моя сестричка): "Прогноз не радостный: в Чаре завтра +4, дождь (в горах сама знаешь что), послезавтра 0 и снег…". Да уж… но может быть они ошиблись… 17.07.2007 "Мнение погоды не всегда совпадает с мнением синоптиков", но в этот раз синоптики, к сожалению, не ошиблись. Температура едва ли дотягивает до +10 и даже не собирается подниматься, дождь не утихает с вечера. Иду за мотом. Как я не стращала "маленьких разбойников", что к моту не подходить, но они все же сумели внести свой вклад в мой отъезд - нажали заветную кнопочку включения доп. фар и полностью разрядили аккумулятор. Вот он, волшебный кикстартер (он же лапка-пиналка). Загрузилась, закупорилась и почти уже уехала, но Вжику что-то не понравилось и второй раз с волшебной лапки-пиналки он заводится отказался. Раз так, придется немного побегать рядом. Заезд в Старую Чару уже традиционный - здесь последняя, до Тынды, заправка, а это почти 700 км. Кодар скрылся в пелене дождя, не то, что вершин, да и самих гор не видно. Вот так, толком не попрощавшись с полюбившимся хребтом, ухожу в сторону Мурулина, но "я сюда еще вернусь…". Хороший, ровный грейдер бежит на восток, машин мало, но все же присутствуют. Ничего не видно, акромя дождя. Пару раз остановилась протереть стекло и очки, которые постоянно запотевают. Скупые северные цветы, шишки лиственниц, больше похожие на маленькие розочки, скукожившись, терпеливо мокнут… где-то, совсем рядом с грохотом пронесся товарняк и снова тишина, и снова шелест дождя по куцым веткам лиственниц… Вот и все, закончились 40 км счастья: грейдер сворачивает на переезд, а нам же прямо на перевал. Подсохшие лужи еще не успели наполнится до краев, а вот глинистую землю порядком уже намочило. Температура ощутимо и неуклонно ползет вниз, ближе к вершине Мурулинского перевала дождь заканчивается, но… начинается снег… Мокрый снег в середине июля… Север однако… Сквозь ветки белеют наледи навечно замерзших озер - красиво! Вновь, как и прошлый раз, накатывает ощущение полета: где-то там, далеко внизу земля, речушки, нитка железной дороги, а я здесь, у облаков… Очередной полу разрушенный мост над бурлящим по камням потоком. Одна опора рухнула, но мост еще не смыло, хотя средний пролет просел и очень сильно накренился. Жить мосту осталось до первого паводка. В общем, мост как мост, бывали и хуже: угол "раненного" пролета критический, доски скользкие, но прибитая по краю доска не даст соскользнуть колесам в пропасть реки. Аккуратно переезжаю, упираясь в эту "спасительную" доску. Но… не далеко удалось отъехать. Метров через 500 спустило колесо. Так, только этого мне не хватало. Одно радует, Мурулин уже позади и снег снова превратился в дождь. Искать лужу, чтоб проверить камеру не надо - их столько на дороге! Вот только клеить камеру под дождем больно не удобно. Клею - проверяю - свистит. Черт, еще одна дырка! Вторая заплатка на камере - и снова свистит!.. Третья - и опять… 16 дырок в одну бедную камеру за раз… В общем заплатки закончились, а вот дырки, к сожалению, нет. Толи через колючку проехала, толи "ежик" затаился на том мосту, толи… Но самое печальное оказалось впереди: перетряхнула все сумки, но нет запасной камеры. А ведь она была и до Новосибирска мне постоянно мешалась… Итого: до Ханей (первый населенный пункт) 30 км "каменной" дороги, назад - ну это вообще не вариант, камеры нет, заплаток нет (эх, мое вновь разгильдяйство.. нет, чтобы после "спасения табуреточников" пополнить запасы заплаток), резины (чтоб вместо заплатки приклеить) нет, травы (чтоб вместо камеры забить в колесо) нет, машин (чтоб поделились заплатками или какой резиной) нет. Зато есть дождь и изрешеченная камера. Тяну в Хани. Надо отметить, что эндурик даже на спущенном колесе едет и даже управляется. Но какие большие вдруг стали камни! Как медленно поползли метры! На последних метрах покрышка отскочила от обода, но мы уже дотянули. Хани. Маленький островок цивилизации на самом юге Якутии, окруженный с трех сторон горами. Несколько пятиэтажек, пара теплиц и бараков, вокзал - вот и весь поселок. До полуночи у Володи клею камеру. Заплатки закончились, но и дырки, к счастью тоже. Засыпаю с надеждой на солнечное утро и крепкие заплатки. 18.07.2007 Горы завалило снегом, завывает ледяной пронизывающий ветер - вот уж середина лета… Собираю многострадальное колесо, проложив, на всякий случай, старую камеру между залатанной и покрышкой. Прощаюсь с гостеприимными Ханями и с Володей и еду искать брошенную, но не взорванную штольню. Надо сказать, что благодаря острому приступу географического кретинизма, настигшему меня на выезде из Ханей, в штольню я так и не попала, зато вдоволь покормила комаров. Через 3 часа безуспешных поисков штольни, приступ стал отпускать, но, найдя уже правильную дорогу, оставила ее на следующий раз. В конце концов, "долги" с каждым походом только множатся, а значит, есть повод еще раз приехать. Поселок Олекма. Ба! Сотовая связь! Широченная дорога пересекает остатки старой, Бамовской, и тут же упирается в шлагбаум и будку охраны. Где-то здесь совсем недавно открыли и стали усиленно разрабатывать богатейшее месторождение чего-то. Отзваниваюсь домой и двигаюсь дальше, но… не долго… Чую, мот "завилял хвостом" - 17-я дырка в одном бедном колесе. А вдоль дороги, на песочке, четкие и довольно свежие следы косолапого. Какое там колесо! Историю, что в этом районе медведь загрыз путейца мне уже рассказали раз 5, причем в разных интерпретациях, но проверять на себе что-то совсем не хочется. Думаю, дотяну до разъезда, а там буду решать, что делать. 5 км.. 10.. 15… а разъезда все нет. Сворачиваю на насыпь железки. Вжик и на ободе везет, только жалко его! А как на отсыпку въехали - так еще жальче стало, ибо щебенка острая. А останавливаться страшно… так и дотянули до первого тепляка на речке Имандракан. Помню их еще с прошлого похода: стоят у больших рек избушки из шпал сложенные, с добротной крышей, печкой, столом и парой лавок. Дверь плотно прикрыта, а внутри котелок, соль и пара пакетиков чая. Вот, теперь можно спокойно решать, что делать дальше. Ясно, что камеру можно только выбросить (или на резинки порезать), хотя для успокоения совести еще раз безуспешно попыталась ее заклеить. На дымок заглянули рыбаки. А заодно и поведали, что утром пойдет "бичик" (такой маленький рабочий поезд из двух вагонов) до Юкталей. Что ж, жду утра, топлю печурку, кипячу чай. 19.07.2007 Только поднялась на отсыпку, как на мосту, чуть покачиваясь, появился "бичик". Голосую - останавливается. Чуть удивленная проводница открыла вагон, и вот уже едем. Поезд как поезд: кто спит, кто пьет, кто в карты играет. Юктали. На все про все у меня есть 4 часа - потом "бичик" назад поедет. Обход всех возможных и не очень магазинов, опрос всех "языков" свелся к наличию восходовской камеры на 16'' и к полнейшему отсутствию ижевской на 18". Но не прошло и двух часов, как нашелся добрый человек с ненужной ему (и так нужной мне) камерой. Правда ее (камеру) предстояло добыть из Ураловской запаски, забортированной эдак лет 20 назад, но это уже дело техники. Тороплюсь снова на вокзал. По совету путейцев, захожу в диспетчерскую "заказать остановку" "бичика". Говорят, можно договориться с машинистом, но с диспетчером надежнее. - Можно заказать остановку на таком-то км? - А что там? - А там стоит мой мотоцикл… Далее следует немая сцена… - Ну.. это дело… Отлично! Мое "такси" тормозит ровно напротив тепляка. Вжик все так же стоит на одной "ноге", отперевшись на стену. Собираю колесо, пью чай и снова в Юктали, но уже на резиновых колесах. Все также, строго по отсыпке, миновав 4 больших и несколько маленьких железнодорожных мостов приближаюсь к Олекме. Перед мостом "загорают" два Урала, в ожидании "окна" в графике движения поездов. Мне же проще - пропускают "без очереди". О поселке Мостовой, что был на той стороне Олекмы, напоминает теперь только ржавая табличка - указатель, да остатки строений, поросшие лесом. Юктали. Основная задача - разжиться бензином. Уже пройдено около 350 км и столько же еще впереди. Снова начинаю опрос местного населения, но уже на тему: "а где вы берете бензин?". Поселок оказался довольно большим и с путаными улицами, но бензином никто делиться не желал, ибо бензовозы, ушедшие в Тынду ждут, когда спадет вода в бродах, и бензин тут же стал на вес золота. Однако, через час поисков "специально обученный" человек (правда с 76 бензином) найден, горючка заплескалась в баке - можно ехать. Ураловская камера в ижевском колесе на Хонде бежит хорошо. Бывшая путейская будка на берегу бурлящей и мутной Нюкжи - наш домик до утра. Можно было отъехать подальше и найти уютную ночевку, но, запуганная большим количеством бродящих в окрестностях медведей, решаю встать здесь. Да еще и при "попутном ветре" долетает сотовая связь - можно с "большой землей" пообщаться. 20.07.2007 На удивление нет комаров. Толи мой вечерний костер прогнал их, толи ветром сдуло. Погода не скажу, что наладилась, но пока не капает с небес, хотя тучи несутся с безумной скоростью. Сегодня навстречу из Тынды вышел Виталик - дай Бог встретимся и не разминемся. Бодро долетаю до бывшего поселка Дюгабуль. Останки строений зарастает кустарником, железо врастает в землю. Его не вывозят, ибо слишком накладно. От всего поселка остался лишь разъезд. Зачем-то даже мост в конце "поселка" подпалили. Когда мосты сгнивают от старости - это понятно, когда их сносит ледоходом или паводком - тоже понятно, когда они сгорают случайно, после поджога весенних завалов (как например мост через Куанду) - глупо, но… А вот когда их поджигают специально, чтобы "лишние" не ездили… Можно конечно в брод, но водные процедуры на сегодня не запланированы. Расстояние между горелыми балками слишком большое, а посему дощечками выкладываю дорожку - еще и Виталику пригодится. Дюгабулька. Речку переплюнуть можно, но в глубину - метра 2 будет. Ж.д мост, спуск по сыпучей насыпи вниз и… Нет, рановато я расслабилась - в первой же "луже" чуть не захлебнулась (чуть-чуть до сиденья вода не дошла). Наводнение здесь в полном разгаре. Ручейки превратились в полноводные реки, и даже, местами, целые озера, посему, не стесняясь, шпарю по насыпи железной дороги. Чильчи. Все, дальше, как говорят местные, хоть боком катись. Пью чай, жую печенье, сушу на солнышке сапоги… Из-за поворота навстречу вылетает мотоцикл. Радости нет предела! Свои! "Сезон миграций" в полном разгаре: кто на запад, кто на восток. Но здесь проще встретить медведя, али какую еще дикую живность, нежели мототуриста. Рассказываю легенду, как и где ехать, предупреждаю об опасностях, а самой завидно, ибо он едет в ту "сказку" которую я уже покинула, не налюбовавшись… Тында. Асфальт, машины, дорожные знаки, магазины… Как это все непривычно. Отзваниваюсь ребятам - говорят: стой, сейчас будем. Стою, жду. Остановилась машина: "Откуда? Может тебе помощь какая нужна? Чего-нибудь приварить надо?"… "Да еще пока ничего не отвалилось…". Еще одна машина с тем же вопросом - чего приварить надо? А вечером пришел Макс, и первое, что спросил: "Нужна ли помощь? Сварка?". На самом деле помощь механика действительно нужна, ибо многострадальная ступица заднего колеса разбилась окончательно. Но это все будет завтра… 21.07.2007 Великая слава и почет Тимофеечу - механику с "золотыми" руками! Не перевелись еще Кулибины на Руси… Наварил, фрезерный станок превратил в токарный, расточил да так четко, что подшипник встал не хуже, чем родной. В итоге, колесо - как новое! Еще немного мелкого ремонта и Вжик в полной готовности ехать дальше. Но вот вопрос куда? То наводнение, что было по пути - это только край настоящего, а центр же страшного циклона висит над Зеей - строго там, куда мне надо. Но вот перспектива быть смытой вместе с поселками на Зее совсем не радостная, а МЧС уже эвакуирует население. "Надо мне туда, куда меня не принимают…". Сколь не обидно, но решаю повернуть на федералку. Может, это был страх, может - разумное решение, но… так получилось. 22.07.2007 Простились с Сергеем на смотровой площадке - знаковое место: столица БАМа вся как на ладони. И вновь километры побежали под колесами. Машин не то, что бы очень много, но и не мало - северный завоз в Якутию. После БАМа дорога кажется практически асфальтом. Невер. До Океана рукой подать - каких-то пара тысяч километров - еду купаться и мыть колеса в Японском море. Солнышко пригревает - юга, однако. Вот только бы не эти перегонщики… Такое ощущение, что двигаюсь по дороге с односторонним движением, причем навстречу этому движению, а все, кто едет навстречу мне страшно недовольны моим присутствием. Они здесь главные! Они здесь короли и творцы законов, они же и судьи. А так как стадное чувство присуще большинству, то передвигаются они стаями. Вот летит такая "стая", занимая, естественно, всю ширину дороги (чтоб не глотать пыль друг за дружкой они едут рядом), и хоть в кювет прыгай… А летают они порой, придерживаясь правила: "чем больше скорость, тем меньше ям". Зачастую мелкие стаи сбиваются в большие и тогда это не просто шеренга, а целый строй, причем те, кто во втором и далее рядах едут "в слепую" в таком облаке пыли, что никакая иллюминация его не пробьет - они если и пододвинуться, то перед самым моим носом. Вот так и еду, проклиная на чем свет стоит перегонщиков, глотая их пыль и оттормаживаясь перед каждой "стаей". Это вам не БАМовские пейзажи, кристально чистые реки и звенящий воздух… Это федералка… Но надо отметить, что сервиса на этой дороге заметно прибавилось - заправки выросли, кафе, стоянки, шиномонтажи, ибо движение оживленное и все пользуется популярностью. Белогорск. Вот проложили трассу, поехали по ней всякого рода мотоциклисты - вот и встречай всех, и помогай всем. Но ведь и встречают, и отмывают и помогают замечательные люди! Один из них - Олег Шульц, за что ему огромное спасибо!
|