стр. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 обратно в "сезон 2006"

За два моря к океану или "космический поход"

Поход в среднюю Азию. Июнь - август 2006 года

 

Дорога совсем испортилась, все чаще и все длиннее степные объезды. Машин достаточно много, ветра нет, и пыль стоит страшная. Так в пыли и добираемся до первого Казахского города - Атырау (Гурьев). Большой город миражом вырастает из пыльного тумана. Люди, магазины, рынок... С трудом, но удалось найти банк и обменять деньги на их тугрики (тенге). На выезде заехали на заправку. Баки под завязку, канистры - под завязку, ибо, где следующая заправка, неизвестно. Моя канистра оказалась дырявой, стали срочно искать заменитель, подняли на уши всех "заправщиков", но никакой 5-ти литровки не нашлось - разлили по полтарашкам. Попробовали бы на нашей заправке полчаса разливать бензин по полуторолитровым бутылкам, выпрошенным на той же заправке! За этой "операцией Ы" пристально наблюдали молодые ребята - хозяева придорожной кафешки и успешное завершение "операции" предложили обмыть холодной минералкой под кондиционером - естественно, долго нас уговаривать не пришлось. Заодно отмылись на кухне, перепугав всех поваров.

100 км до Доссора ехали долго. Во-первых, жара стала усиливаться, во-вторых, Тула Вадика стала плохо тянуть, в третьих, дорога - это только одно название. Асфальт настолько битый, что лучше б его вообще не было. Как бы Вадик не пытался ехать аккуратно, но жесткие края ям добили Тульские амортизаторы, и скорость передвижения еще сильнее уменьшилась. А ведь это только начало и еще хорошие дороги! Перед Доссором остановились "совет держать": либо поворачивать на Бейнеу, Каспий, Устюрт, Арал... либо ехать дальше, хоть и битым, но асфальтом. Второй вариант мне категорически не нравился, первый же - более интересный, но и сложный и опасный. С другой стороны, Вадик боится, что даже по таким дорогам Тула развалится пополам, а если будут хуже... Ненавижу я такие моменты, когда каждому понятно, что дальше вместе нам не ехать и у каждого не хватает духа сказать об этом вслух.

Простились с Вадиком. На сердце как-то не спокойно, но… значит так надо. Солнце стремительно приближается к горизонту - надо торопиться. Под колесами тот же старый и битый асфальт, все чаще и длиннее степные объезды "больших ям". Асфальт (если это можно назвать асфальтом) задает курс, но даже на легкой эндуре ехать не очень приятно. Сворачиваю в степь - тут (по песочку) ехать ровнее и мягче. Главное - не терять из виду "асфальт". Но только остановишься и достанешь карту - тут же кто-нибудь подъедет и спросит: "Заблудился? Подсказать? Помочь?". Надо сказать, что движение здесь хоть и не большое, но присутствует. Частенько попадаются Газели, забитые под самую крышу узбеками (как они там помещаются в таком количестве…). Иногда проползают узбекские фуры, иногда проносятся местные джипы.

Переезжаю речушку Эмбу и, не задумываясь, сворачиваю на ночевку. Редкая удача встать "на воде", а тем более на пресной воде. Отбиваю смс-ки. Вадик молчит, хотя, прощаясь, обещал писать, где он и как едется. Варю ужин и спать.

"Включили" утро, и солнце с бешеной скоростью набирает высоту. Наслаждаясь утренней прохладой, сворачиваю лагерь и вперед, на Устюрт - загадочное, пустынное, горное плато. Единственная дорога до Бейнеу уходит в сторону к новым месторождениям газа, я же, по совету аборигенов, иду вдоль самой железки. Хоть и по песку, но всего 100 км (вместо 300 по остаткам асфальта). Некоторое время двигаюсь "слалом", объезжая бесчисленные выбоины и ямы, многие глубиной 1 - 1.5 метра(!); по одну сторону - лента железки, по другую - солончаки, небольшие песчаные бугры и редкие кустики какой-то шняги. Вскоре дорога выводит к одиноко стоящей чайхане. Набираю у хозяйки этого заведения, а по совместительству и дома, и гостиницы, и склада, и скотного двора, воды. Дети окружили: стоят, смотрят, но близко не подходят...

Сразу за переездом надо "брать левее" и ехать по колее, самой близкой к железке. Вот тут-то и начинается песок... Инстинкт самосохранения не дает открутить газ, а медленно по этому "пляжу" ехать невозможно. Пересиливаю себя и "газу"! На каждом "слепом" повороте, на каждом бугре борюсь с моим вторым "я", заставляющим закрыть ручку. Но чуть только скорость уменьшается - тут же колеса зарываются и начинает "мотать" и "крутить". Попыталась съехать с рыхлой колеи и ехать просто рядом с дорогой - не тут-то было... Шипы колючек пронизали колесо :(. Все-таки простота мотоцикла - великое дело: снятие/постановка колеса занимает пару минут. Одна проблема - найти в покрышке застрявшие обломки пустынных "шпионов".

Подпрыгивая сайгаком на песчаных волнах, борясь с сильным боковым ветром, стаскивающим с дороги, долетаю до Опорного. Уже ставший привычным вид низких мазанок, саманных сараев, каких-то непонятных заборов, слоняющихся среди старой, брошенной техники верблюдов не удивляет. За поселком песок закончился и пошел твердый, но довольно ямистый грейдер. Интересно, что останавливаясь там, где, вроде, никого нет и быть не может надо все время быть начеку, ибо только стоит заглушить двигатель, тут же, как из под земли, появится какой-нибудь абориген, общение с которым не всегда может хорошо закончится.

Жара усиливается с каждым часом, и мой "северный" организм, считавший температуру 30°С предельно возможной начинает стонать. "Здесь нету ни дождей, ни облаков, здесь не было всемирного потопа...", а ведь это только самое начало Устюрта... К полудню ехать становится невозможно. Практически у каждой кошары (через 30-40 км), а, следовательно, колодца, останавливаюсь уже в полу обморочном от жары состоянии, наливаю воды в шлем, выливаю на себя ведро воды - становится легче и можно двигаться дальше. Через десяток км шлем высыхает полностью, впрочем, как и намоченная рубашка и снова становится невыносимо жарко. Кроме того, постоянно хочется пить. Говорят, что человек может привыкнуть ко всему, кроме холода. Нет, он еще не может привыкнуть к жажде. Мысль: "хочу пить" словно приклеилась в мозгу и оттесняет все остальное. Что же будет дальше в самом центре Устюрта, где колодцы крайне редки, если вообще существуют еще и не пересохли.

Бейнеу. Довольно крупный ж/д узел, есть аж 2 заправки (но на одной только ДТ и АИ80, вторая же "навороченная" - даже АИ92), пост ГАИ, автомастерская, а главное - асфальт! Правда верблюды абсолютно не собираются уступать цивилизации и важно разгуливают по дороге. Заправляю полный бак, отсиживаюсь в тенечке какого-то сарая (или дома, ну очень похожего на сарай) и сворачиваю на запад к восточному берегу Каспия.

Странный ручеек разрезает полупустынную степь: выходит ниоткуда и уходит в никуда, причем бежит в довольно узком и глубоком овраге. Даже скорее не в овраге, а в ущелье, с отвесными стенками, исчервлеными пещерами и пещерками. Вода прозрачно-зеленого цвета и очень соленая, однако свои влаго-прохладо-ностные обязанности выполняет в полной мере. Сразу за ручейком начинается довольно широкий жесткий грейдер. Центральная часть - "ямистая, стиральная доска", Встаю на подножках, отпускаю мот и он сам находит дорогу, выбивая столбик пыли. Удается держать "асфальтовую" скорость 90-100 км/ч. То слева, то справа возвышаются одинокие могилы, по-видимому, каких-то кочевых вождей. Такое ощущение, что у "древних" казахов был обычай: где помер, там и похоронили. Причем не просто закопали, а построили целый памятник, который стоит до сих пор ориентиром в бескрайней пустыне. То-то, разглядывая дома карты Устюрта, где на каждый сантиметр по могиле нарисовано, думала, что ж это за "всесоюзное кладбище такое"...

В сумерках выезжаю на чинк (край) Устюрта. Да... Устюрт обрывается бело-красными скалами и низина тонет в закатных лучах... Красота... Разбиваю бивак у подножья плато, спрятавшись от ненужных взоров за какой-то одинокой, полу рассыпавшейся, абсолютно белой скалой. Снаружи скала идеально белая (но не мел), но если отколоть кусочек - изнутри он туманно-прозрачный. Колышки легко входят в пересохшую и истрескавшуюся землю. Отбой.

В какой-то момент понимаю, что дышать стало легче, и воздух стал другим. Прислушиваюсь - пахнет морем. Еще еле уловимый запах добавляет сил, и ручка газа откручивается сама. Каспия не видно, но он уже рядом. Около Форта-Шевченко сворачиваю в сторону моря. Еле заметная дорожка виляет по камням, то круто поднимаясь, то спускаясь в низинку к какой-нибудь кошаре. Чуть в стороне проносится, поднимая облако пыли, табун диких лошадей. Вольные лошади, не знавшие седла и уздечки, уплывающие в синеву горизонта... красиво...

Наконец-то нахожу спуск к морю. Небольшая песчаная бухта, отгороженная от мира скалами и бирюзово-изумрудная вода. Перегретый организм сразу затребовал водных процедур. Какая холодная вода!.. Это как купание в проруби после бани! Накупавшись, прячусь в тень нависающей скалы и наслаждаюсь тишиной и покоем. Иногда приятно после дороги посидеть просто так, ничего не делая, а только дыша подсоленным воздухом, да разглядывая святящуюся на солнце гладь воды под застывшими скалами.

 

читать дальше