стр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 сезон 2005 г

"Курс на Восток 2005"

Санкт-Петербург - БАМ - Магадан - Владивосток - Астрахань - Санкт-Петербург

июнь - август 2005г.

 

Большой брод - река шириной около 30 метров, глубиной - по пояс. Дно - сплошные валуны (а как здесь проходят машины?). Решаю не соваться и разведать ж/д мост. Возвращаюсь назад и ищу своротку на отсыпку. Подъезжаю к ж/д мосту, прохожу, вымеряю расстояние от рельса до края шпал - вроде бы должно хватить. На Ижевском заводе хорошо рассчитали ширину дуг - колесо по краю шпал, а дуга скользит по рельсу. Прислушиваюсь, не идет ли поезд. Вроде нет - ну, с Богом. Проезд по ж/д мосту - хороший вариант, надоело воду из сапог выливать. Подъезжаю к следующему мостику. Что ж, он меньше только что пройденного - зачем в брод соваться. Проскочить его - несколько секунд. И вот, осталось 1.5 метра до съезда с мостика, а… навстречу товарняк! Нее, с товарняком "бодаться" не хочу - разные весовые категории… Он еще очень далеко (пару раз успела бы съехать и "покурить"), а я испугалась - на самом съезде слишком сильно забрала вправо (типа, быстрее съехать с рельс) и … упала. Вот здорово! Колеса на шпалах, руль - где-то внизу. Поднять груженую Шельму, упавшую вверх колесами, не хватает сил (надо снять вещи, поднять и привязать снова), а поезд-то идет… Немного отодвигаю колесо от рельса, прикидываю, что вагон идет где-то в метре от земли (и все за считанные секунды)… Машинисты мне посигналили, я им помахала руками (типа, все нормально, все вымерено, все под контролем ?). Товарняк с грохотом проносится над Шельмой, а я закрываю отверстие в пробке бензобака (дабы весь бензин не вытек). Вот и думай, где лучше - по пояс в ледяной воде или по железке с товарняками…

Таксимо. О близости поселка можно догадаться без всякой навигации - направление движения превращается в дорогу, начинают попадаться люди и машины. Даже мост бетонный! На въезде в поселок заправка и даже кафе (цивилизация, однако ?). Заправляюсь, пью чай, отдыхаю. Местный "абориген", из остановившегося рядом УАЗика, долго ругает наше правительство: "Пожил бы Брежнев подольше, мы б по асфальту ездили…"; потом перекидывается на меня: "Ну я понимаю, иностранцы с жиру бесятся, им экстрима хочется, вот к нам и едут, но ты-то русский! Тебя-то что сюда занесло!". Места, говорю, у вас замечательные… "Да что места, дорог нет, работы нет…" дальше опять про правительство.

Проезжаю поселок. Обилие магазинов, торговые центры, каменные 4-х этажные дома, по улицам беззаботно гуляют люди, играют дети… Цивилизация! Даже есть сотовая связь! Напротив вокзала памятник - самолет, устремленный в небо! Рассказывают, что на этом самолете в 30-х годах прилетели первопроходцы БАМа, делали аэросъемку, составляли карты, готовили "плацдарм" для постройки ж/д. Но тогда не суждено было воплотить этот проект, только в 70-х годах начали строительство. Обрамляет новый, "цивилизованный" Таксимо - "старый город". Это тот поселок, который был основал задолго до строительства БАМа - обычная деревушка с растущей повсюду картошкой.

Через несколько километров от Таксимо встречаю первый (и единственный) указатель, но что на нем написано? Так и не разгадав сей загадки, еду по более хорошей дороге. Но что-то автопилот сомневается в правильности направления - уж слишком хорошая дорога и уводит куда-то в сторону от ж/д ветки. Возвращаюсь на перекресток и "пробую" вторую дорогу - во, это уже моя: вдоль железки, бесконечная тряска, броды… Надоело выливать воду из сапог - снова сворачиваю на отсыпку. Маленькие ж/д мостики проезжаю "с хода". Но, что-то не то… маневрирую между разбросанными шпалами и "бамовскими пеньками" высотой с полметра… пробираюсь по тропинке мимо разъезда, но дальше по этой стороне железки дороги нет ?. Назад? Последний съезд/заезд на отсыпку был очень далеко. Опять пробираться через "пеньки"? Пробую еще немного пробраться вперед, но нет, дальше не проехать ? (нет даже тропинки), нужно возвращаться. Пытаюсь развернуть Шельму на метровой тропе (рельсы подошли к самому краю насыпи). Если не получится - уйду по камням на метра 4 вниз, в болото… Не, не хочу! Насыпь под задним колесом стала осыпаться, и Шельму потащило вниз. Передними тормозами удержать не могу, каким-то чудом включаю передачу и (фууу ?) выезжаю. Все, отдыхать! Сил нет даже на то, чтобы поставить палатку. Залезаю в будку путейцев ("домик" 3х2, с проемами под дверь и окно), расстилаю палатку, сверху пенку и падаю спать, укрывшись тентом от палатки, дабы комары не надоедали. Ни проходящих ночью в 2-х метрах от меня поездов, ни комаров, ни громкоговорителя, висящего над головой, я не слышала…

Серое, пасмурное утро. Обхожу разъезд в поисках досок для мостков через рельсы (либо через рельсы, либо 30 км назад…). Большой, отштукатуренный, покрашенный и… заколоченный вокзал. Здесь был поселок Витим, теперь - только развалины и… новый вокзал. Рядом с вокзалом оставлен инструмент, дверь в сарай подперта лопатой. Вокруг ни души. Люди здесь не живут. Нахожу несколько досок, делаю мостки через рельсы (две доски на въезд, доска между рельс и доска на съезд), долго примериваюсь, чтоб не промахнуться мимо "мостика", проезжаю. Что ж, хорошо, первые рельсы позади. Переношу "мостик" на второй путь, примериваюсь, газ… тормоз… и я на другой стороне, на дороге. Только опустила подножку, из громкоговорителя: "Внимание, на подходе скорый поезд…". Да, успела…

Витим. Один берег - Бурятия, другой - Читинская обл. и 2 моста (ж/д и авто) каждый длинной метров по 500. Мосты - опять ничейная территория (обе области от него отказались, не наш, мол). Местные "аборигены" то сжигают автомобильный мост (тогда все машины идут по железнодорожному, за что платят "оброк" путейцам), то строят его снова (как надоедает "платить дань"). Мне повезло - мост незадолго до меня построили и еще не успели сжечь. Мост - это сказано громко: настил брошенных на опоры, шатающихся, не закрепленных шпал (шириной 2.2 метра) на 30-и метровой высоте над бурлящим потоком Витима. Ни перил, ни бортиков, ни каких-либо ограждений нет. Если на первой половине моста шпалы лежат достаточно плотно, то на второй - сплошное решето (наверно шпал не хватило ?). Не то чтобы проезжать, страшно проходить по этому мокрому, прокреозоченному настилу. Ну как, Шельма, переедем? Главное не разогнаться, не поскользнуться и не смотреть вниз. Шельма послушно заводится… с каждым метром тот, второй, берег все ближе и ближе… я чувствую себя канатоходцем под куполом… последние метры моста… Все!

К обеду добираюсь до станции Куанда. После укладки здесь в 1984 году "золотого звена" было открыто сквозное движение от Усть-Кута до Комсомольска. Здесь, как и во многих боле менее больших БАМовских селениях асфальт (на территории поселка). За последние 2 дня уже настолько отвыкла от скорости, что движение 60 км/ч мне кажется каким-то диким Проезжаю по краю поселка - бараки, бараки, бараки… Может быть, гнетущую атмосферу создает дождь, не прекращающийся второй день.

Река Куанда. Мост когда-то был, потом сгорел, потом его начали ремонтировать, но бросили… Итог - моста нет ?. В брод нереально - глубина около 1,5 метров, а ж/д мост охраняемый. Из сторожки выходит охранник и удивленно на меня смотрит.

- Здравствуйте, я турист из Питера, мне в брод не проехать, можно быстренько по мосту проскочить?

- Да конечно. Если поезд пойдет - закатим в карман. Давай, кати…

И опять поднимаюсь к облакам - перевал Кодар. И опять каждый километр борьба за жизнь. И опять не оторвать взгляда от гор и ледников. Описать это не хватает слов - это надо видеть. Железка снова спряталась в тоннель. Здесь - район сейсмической активности, проходит тектонический разлом. В 50-х годах прошлого века приблизительно в 500 км от этого места было зафиксировано самое сильное землетрясение на территории России - 10-балльное Муйское землетрясение, в результате которого на поверхности земли образовалась система трещин и разломов общей протяженностью около 300 км.

Вечер. Въезжаю в Чару. Люди… Как я за последние дни отвыкла от них… Вроде бы все как обычно: обычная жизнь, обычные машины… а все кажется странным… Без труда нахожу друзей (здесь все друг друга знают), сажусь за стол, пью чай и понимаю, что встать уже не могу. Вот она - усталость!.. а я проехала только половину первого "спецучастка". Решаю отдохнуть и переждать дожди (ведь не могут же они идти вечно!).

Здесь, в Чаре, находится уникальный уголок природы - Чарские пески. Настоящая пустыня, с барханами и оазисами из лиственниц (лиственница на бархане! Как звучит-то! Не, это не бананы на елке! Это вполне реально!). Горы, болото и … пустыня… откуда? Посреди пустыни теплое озеро Аленушка. Откуда? Саня, облазивший все эти места, садится "вторым номером". 18 км до поселка Старая Чара асфальт (как я отвыкла от твердого и ровного покрытия!). Всего 18 км, а столько памятников на обочине… Река Чара вышла из берегов и уже подступает к дороге. Года 2 назад, после "дождика" тут вообще смыло дорогу и люди на работу добирались на лодках. Проезжаем поселок, несколько бродиков (по дороге просто течет речка), упераемся в болото. Оставляем Шельму и дальше идем пешком по берегу Сакукана. Саня рассказывает всякие истории о встречах с медведями, и тут из-под ног неожиданно с шумом взлетает глухарь - рука так и дернулась к петардам. Местные пацаны ходят в лес и на рыбалку только петардами, чем и спасаются от медведей (он боится шума и уходит). Доходим до брода через Сакукан, но… река тоже вышла из берегов. Пытаемся перейти в брод - на трети реки уже по пояс и течение сбивает с ног (а дальше еще глубже), ноги сводит судорогой. Надо придумывать какую-то переправу. Лодки, камеры и пр. естественно с собой нет. Строим плот. 4 толстых лиственницы связываем квадратом, а центр "застилаем" небольшими стволами. Все бы хорошо, но не хватило веревок, чтоб связать тонкие стволы, которые начали всплывать. Форсировать речку на таком плоту… я еще жить хочу! Да, кораблестроители из нас не получились, отпускаем плот в "свободное плаванье". Эх, жалко, до пустыни рукой подать, ее уже видно, но… Утром решаем, оставив все вещи здесь, налегке сходить на водопад в Мраморное Ущелье. Какое-то строение на берегу… подходим ближе - остатки старого моста. В конце Мраморного Ущелья в сталинские времена была зона (бараки, вышки, колючая проволока сохранилась до сих пор) и добывали не много не мало, а уран. Мост, по-видимому, был построен в те же времена - гвоздей нет, старые бревна просто аккуратно связаны проволокой. Опять упираемся в большой брод. Сколько видно - все вода. Несколько русел переходим, но дальше слишком глубоко. На островке пьем чай, обедаем. Как ни грустно, но дальше не пройти. Возвращаемся к палатке. Пробираясь по берегу Сакукана на стоянке рыбаков Саня нашел ножик. Красивый, самодельный, в самодельных ножнах. Посмотрел, и… положил на видное место - хозяин придет, увидит, обрадуется. Закон тайги! Последний взгляд на пески и двигаемся домой. И снова на том же месте глухарь взлетает из-под ног. Чуть дальше на дороге следы медвежонка. Вчера их еще не было… а значит он где-то рядом. Медвежонок-то ничего не сделает, но его мама… Постояли, посмотрели… интересно, куда он пошел и куда пошла его мама? На всякий случай (а скорее из хулиганства) взорвали петарду и побрели дальше.

Тучи, вроде бы стали подниматься и появились просветы, а значит, можно ехать дальше. Интересно, что здесь, на БАМе, вообще нет ветра. Тучи, словно зацепляются за горы и стоят на месте. Прощаюсь с друзьями и беру дальше курс на Восток. До следующего "живого" поселка (Хани) около 100 км - к вечеру рассчитываю добраться. Дорога просто фантастическая! Перевал за перевалом, наледи метрового льда, озера, в которых отражаются снежные шапки гор. Выскогорье, растительности практически нет, только кедровый стланик, мох и редкие кривые лиственницы. "Здесь голубым сияньем льдов весь склон облит"… Ледники переливаются неповторимым голубым цветом - чистейший лед. Отсюда берут начало множество ручейков, превращаясь потом в бурлящие потоки. Описать увиденное не хватает слов - это надо видеть! Мурлинский перевел - самая высокая точка БАМа. Облака где-то внизу… Захватывает дух… Фантастика!

 

читать дальше