стр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 сезон 2005 г

"Курс на Восток 2005"

Санкт-Петербург - БАМ - Магадан - Владивосток - Астрахань - Санкт-Петербург

июнь - август 2005г.

 

Последняя ночевка на Колыме. На вершине перевала, за скальным выступом, закрывающим от ветра, ставлю палатку. Дождь закончился, но... пошел снег... чай, оставленный в котелке, к утру замерз... И это конец июля! Колыма...

Поселок Палатка. Здесь соединяются основная Колымская трасса с Тенькинской. Осталось 80 км до Магадана, асфальт, сотовая связь, заправка, кафе. Отогреваюсь горячим чаем. Уже собираюсь ехать, как подходит мужик:

- Ну, рассказывай: откуда, куда, зачем...

- Из Питера, в Питер, просто так.

Разговорились, оказывается, он 15 лет прожил в Ленинградской области в маленьком городке Тихвине, в котором я заканчивала школу. Вот так, за 80 км от Магадана встретились земляки с Ленинградской области. Тесен мир, однако!

Ну вот и Магадан, столица Колымского края! Он оказался совсем не солнечным - туман, дождь, сыро, холодно... Но ничто не может испортить моего настроения. Сбылась мечта идиота, мою сапоги в Охотском море! Самая восточная точка моего маршрута - "встречаю рассветы раньше на 8 часов". "В мире нет таких вершин, чтоб взять нельзя". Сколько раз мне говорили, что это авантюра, что глупо соваться туда летом, тем более на ИЖе и в одиночку. Нет, не авантюра, и я не авантюристка! За полтора месяца, из которых только 5 (!) дней было без дождя (вот такой неудачный год) на стандартной Планете всего с одной (!) поломкой (сгоревший генератор после Тюмени) я прошла к "не солнечному" Магадану около 12 т.км из которых только половина была по асфальту. Количество бродов не знаю, сбилась со счету, количество перевалов под 2-3 т.км никто (ни я, ни Шельма) не считал, камни, лужи, промоины, комары, гнус. Но то, что я увидела, стоит того и даже больше. Это стоит сбитых в кровь ног, недельного "заточения" между речек, кувыркания в глине и пр. "Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только не много завидуешь тем, другим у которых вершина еще впереди...".


В 1915 году в бассейне Среднекана старатель-одиночка по прозвищу Бориска нашел первое на Колыме золото. Несколько позднее, в 1926 году, экспедиция С. В. Обручева установила благоприятные геологические условия для залегания этого металла, с чего и началось освоение этих мест. Через 2 года Ольский райисполком принял решение о постройке на побережье Тауйской губы в северной части Охотского моря на перешейке, соединяющем полуостров Старицкого с материком и выходящем в бухты Нагаева и Гертнера Восточно-Эвенской (Нагаевской) культбазы, и вскоре на берег бухты вышли первые строители. Стремительно развивающийся поселок Нагаево становится центром вновь образованного Охотско-Эвенского национального округа. В 38-39 годах в Магадан на освоение Колымского края стали прибывать десятки тысяч осужденных. 14 июля 1939 г. рабочий поселок преобразован в город. После войны через Магадан пошли новые этапы с зэка-ми. Они строили дороги, новые прииски на Колыме, Индигирке. С 1954 года Магадан административный центр Магаданской области (самый молодой областной центр Дальнего Востока) - почти 130 тыс. человек.


Ставлю палатку на вершине сопки. Внизу - Охотское море. Даже сквозь туман Магадан, словно наледь, белеет каменными домами. Всю ночь мелкий дождь стучится в палатку. Нет, даже не дождь - это туча спустилась настолько низко (или я высоко заехала), что обволокла мой маленький дом.

Магадан - "город контрастов". Центр - достаточно чистый, современный город, много машин, офисы, магазины, парки, клубы. Окраина - брошенные 5-ти этажные общежития, деревянные дома с покосившимися заборами... Заезжаю на смотровую площадку, в музей истории Колымского края, да и просто катаюсь, привыкаю к людям. На следующий день направляюсь в морской порт разведать возможности уплыть "на материк", т.е. во Владивосток или Находку. Проникнуть в порт оказалось довольно проблематично ибо порт торговый и нечего там делать всяким туристам. Однако капитан порта, узнав что я с Питера, "дал добро" на пропуск, а заодно и подсказал, что завтра пойдет корабль "Золотая Колыма" в порт Восточный (Находка). Но, говорит, договаривайся сама с капитаном. Заезжаю в порт. "Золотая Колыма" (какое название-то!) стоит у причала. Но капитан на берегу, и когда придет - никто не знает. Отправление завтра в 9 утра. Что ж, приеду чуть попозже. В городе встречаюсь с ребятами из местного клуба "off road". Они говорят, что если упустить "Золотую Колыму", то выбраться куда-нибудь будет сложно. Самолетом можно, но... платить 25 т.р. за отправку мотоцикла на Владивосток или Хабаровск и еще 6 т.р. за себя слишком дорого, а ехать обратно своим ходом слишком долго. Надо всеми правдами и неправдами пробираться на "Золотую Колыму". Возвращаюсь в порт. Капитан уже пришел на корабль. Помощник вахтенного матроса проводил к нему. Капитан оказался осень интеллигентным мужчиной лет 50-ти. Спокойно и даже с интересом выслушал меня, прочитал сопроводительное письмо о мотопробеге. "Ну что ж, мотоцикл мы взять можем, а вот вас нет, т.к. категорически запрещено нам перевозить пассажиров. Завтра в 9 утра оформляете в офисе документы на мотоцикл. Мы раньше обеда не отойдем." Ну что ж, думаю, хоть так. А мне придется лететь самолетом и встречать в Находке мот.

Стараниями новых друзей-джиперов на ночевку еду в рыбный порт. Частный причал Денисова - огороженная высоким забором территория, причал, небольшие рыболовные суда. Везде порядок и чистота, даже окурок - либо в урну, либо в море. А за забором... за забором государственный, а значит ничейный причал (без комментариев). Небольшая суета - ночью "рыбак" (рыболовное судно) уходит на Камчатку. Дом, где мне предстояло ночевать - бывший железнодорожный вагон. Но необычный вагон - офицерский вагон времен первой мировой войны. Полвагона - "зал для официальных церемоний": диван, кресла, компьютер, телевизор; вторые же полвагона - два обычных купе. О прошлом вагона напоминают таблички: "Личное оружие", "средства хим защиты", "библиотека".

Утром прощаюсь с гостеприимным хозяином и тороплюсь в офис, оформлять отправку Шельмы. Там уже все были в курсе, и бумаги много времени не заняли. Лечу в порт - надо же успеть на борт загрузиться. Перед самой проходной... слетает цепь. Казалось бы ерунда, но времени ставить назад беглеца нет, а потому закатываю так мот на причал. Несколько минут и Шельма на борту "Золотой Колымы". Время до отхода еще есть и матросы зовут в чекерскую попить чаю. И вот, пока я пью чай, всей командой уговаривают капитана, чтоб и меня тоже взяли. Приехал торговый агент и тоже присоединился к уговорам. И... свершилось очередное чудо! Меня взяли! Мотивация: "Из Санкт-Петербурга... на ИЖе... одна... своим ходом...". Пока не подняли трап, не верила своему счастью. Интересно, но вся команда радовалась этому чуду вместе со мной.

Трап подняли, и буксир медленно оттащил нас от причала. "До свиданья, Магадан"! "До свиданья, Колымский край"! Надо же, покидаю Колыму на "Золотой Колыме"! Первый раз за 3 дня пребывания в столице Колымского края первый раз выглянуло солнце. Ненадолго, но все же выглянуло. Город скрывается в тумане... мы выходим в чистое море.

Мне выделили целую каюту ни много, ни мало, а второго механика, которого временно не было в команде. Однако, такого я не ожидала - 3-х комнатная отдельная каюта, с душем, горячей водой, телевизором (правда почему-то не работающим), телефоном. И это после месяца жизни в палатке! Надо ли говорить, что весь первый день я просто отсыпалась. Сплю, звонок: "Саша, обед", спускаюсь в столовую, обедаю, поднимаюсь в каюту, снова сплю. Опять звонок: "Саша, ужин"... "Саша, завтрак"... Не пароход, а дом отдыха! А кормят здесь! 3-х разовое питание, причем мой безразмерный желудок не в состоянии был все съесть. Фрукты, салаты, йогурты+ Мало того, что за день не съели - все за борт, на корм рыбам. Как же стонал мой желудок при виде выкидывания кастрюли супа, или миски салата за борт! На мои порывы пресечь это варварское отношение к еде, мне отдавали эту кастрюлю с супом и говорили: "что не съешь, то выкинем". Желудок забивался до отказа, утрамбовывался, опять забивался и еще немного, через "не могу больше". И так 3 раза в день. Первый раз за всю сознательную жизнь я не смогла доесть то, чем меня кормили и...позволила выкинуть еду! Но когда передо мной поставили 3-х литровую банку свежезасоленной красной икры и ведро крабов... надо есть через "не хочу". Столовой ложкой, из 3-х литровой банки есть красную икру - это здорово!

Отоспавшись, иду осматривать окрестности. Пароход оказался огромным: 6 палуб, сауна, бассейн, тренажерный зал.. Поднимаюсь на мостик. Сколько здесь всего интересного! Радары, навигаторы, карты, компасы, приборы для измерения глубин, много "неопознанных" приборов и кнопочек. Рассматриваю в бинокль иногда попадающиеся другие корабли, дельфинов, резвящихся у борта, фонтаны испускаемые китами (самих китов, к сожалению, так и не видела). Кругом вода, вода, вода...

4 дня в плавучем доме отдыха и мы пришли в Ванино. По плану, здесь должны на день здесь задержаться и идти дальше в Находку. Но причал оказался занят и 2 дня "бултыхаемся" на рейде. Наконец, встаем к причалу. Вместо 1 дня говорят, что будем стоять 3, потом 5, потом неделю. Всех на берег пускают, а меня, как нелегала на борту, нет. Послухам, от сюда идет достаточно проезжая дорога на Комсомольск-на-Амуре и я взмолилась - выпускайте! В конце концов, появилась возможность вырваться с порта. Прощаюсь с командой, с капитаном, сгружаем Шельму на берег и грузим в кузов небольшого грузовика, в машине мне велено "пригнуться и сидеть тихо, дабы на КПП не заметили". Вот так, контрабандой, выбираюсь на берег. Свобода! Ура! Я на материке!

На берегу меня встречает Мишаня - байкер с Сов. Гавани, что за 30 км отсюда и уговаривает взять его с собой в Находку на слет мотопутешественников ЛКО (Лицом к Океану). Ну что, Шельма, возьмем? Ехать, в принципе, не очень далеко, всего 1500 км. Шельма в знак согласия послушно заводится и мы едем в Сов. Гавань - маленький городок на берегу океана. Старт назначен в 6 утра ибо к вечеру хотелось бы добраться до Хабаровска (700 км). Перевязываю багаж, освобождая пассажирское место, упаковываю Мишанины вещи.

Поехали! Бедная Шельма тяжело, но послушно везет нас вперед. Перегруз (пассажир в 80 кг + его походный набор вещей) хорошо ощущается на каждом подъеме. А дорога идет по горам с постоянными подъемами и спусками. Не смотря на грунтовку, пыли очень не много, наверное потому, что редкие машины еле едут, а, следовательно, не сильно пылят. Дорога местами разбита, местами достаточно большие камни, но после БАМа и Колымы кажется мне великолепной. Ни одного брода, ни одной лужи, ни одного обвала или промоины, а это уже отличная дорога. Километров через 300 неожиданно, начинается асфальт - новый, только что положенный асфальт. Ехать одно удовольствие. Перед трассой Хабаровск - Комсомольск первый раз за много километров останавливает гаишник. Но что-то ему во мне не понравилось. Так, со мной не разговаривали даже московские гаишники! Проверил все документы, сверил номера, захотел найти выбитый номер на ИЖевской раме (которого нет и не было ни на одном ИЖе)! Даже придрался к "не чистому" виду мотоцикла.

- Ну уж извини, но какой же он может быть после почти 7 т.км грунтовых дорог!

- Ты уже 20 км по асфальту проехал, мог бы и помыть!

- Никогда и ни за что не буду мыть мотоцикл в походе. Примета плохая! Хочешь - мой сам!

Так и не найдя, за что меня оштрафовать, зло отдал документы и, ругаясь, ушел.

Хабаровск. Нас встретили ребята из "Crezy Divizion" провели по городу. Огромный мегаполис меня пугает. Машины, светофоры, люди, дорожные знаки, разметка+ Судорожно вспоминаю правила дорожного движения, что ехать надо по правой полосе (а не где захочется), на красный свет надо стоять, пешеходов (которые почему-то постоянно хотят перейти дорогу) надо пропускать или хотя бы не давить (все ж таки не зайцы, которые замечательно идут на ужин). Все кажется каким-то диким и непривычным.

Утром мы с Мишаней выдвигаемся дальше на Владивосток. С ребятами прощаемся ненадолго - в Находке на ЛКО скоро встретимся. И опять дорога. Как приятно видеть наши, русские березки. Пусть не высокие, пусть кривоватые, но березки+не низкий ползучий кедровый стланик, не корявые лиственницы, а березы+ Как я по вам соскучилась! Невероятное количество огромных бабочек разбивается о шлем. Бабочки настолько большие, что порой больше похожи на маленьких птиц. Из-за перегруза стала растягиваться цепь (а ведь когда-то меня предупреждали, что малейший перегруз в походе грозит незапланированными поломками), приходится постоянно подтягивать. Погода отличная. Всего лишь неделю назад шел снег и замерзал чай, а теперь не знаю куда деться от жары. Широта-то Крымская! Несмотря на жару Шельма "скрипит, но едет". Хорошо, что нет больших затяжных подъемов. Неожиданная встреча с ребятами, которые на скутерах, этих "японских табуретках" из Твери (!) едут во Владивосток. Здесь мы практически земляки и 500 км, отделяющие нас на западе стираются многими тысячами пройденных километров.

 

читать дальше