За два моря к океану или "космический поход" Поход в среднюю Азию. Июнь - август 2006 года
|
Перед погранзаставой притормозили - не могу насмотреться на эти шапки Тянь-Шаньских гор. Не знаю когда, но я сюда обязательно вернусь... Киргизские погранцы, не навязчиво расспрашивая про мотоциклы, быстро пропустили. Вторая, казахская таможня в общем-то тоже миновалась на удивление быстро. Правда один таможенник (вероятно, какой-то начальник) усиленно намекал про "мзду", но мы сделали вид, что намеков не понимаем. Тогда он пошел в открытую: - Давайте по 200 р - За что? - За воздух! Очередной журнал отдан и мы уже в Казахстане. Перед Кегеном начался хороший асфальт - быстро катим к экс столице Алма-Ате. Кегенский перевал красив, но после "тех" - чего-то в нем не хватает. Толи асфальт мешает, толи везде высматриваю "цветы под снегом"... Это как с яркого солнца зайти в полутемный зал: поначалу ни чего не видно, только стены, а восхищаться внутренним убранством можно только когда глаза "привыкнут". На закате проезжаем Долину Замков или Чарынские каньоны. Изрезанная огромными трещинами земля, желто-серые каменистые холмы... Красотища! Замечаю на ботинках следы масла... Осматривают мот - как будто из-под прокладки под цилиндром сочится. Не понятно, почему вдруг ее пробило, но по любому надо тянуть до города. Со всех сторон набегают тучи, рубильник день/ночь перещелкнули и в кромешной темноте страшно сверкают молнии. Поднялся сильный ветер и вот-вот лупанет. До Алма-Аты еще около 100 км, а мне страшно не хочется ехать ночью под грозой. Еле удалось уговорить Вадика, торопящегося домой, переночевать тут, а по утру приехать в город. Спрятались от ветра в каких-то кустах, быстро кинули палатки и спать. Даже ужин не варили. Еще немножко, еще чуть-чуть осталось до города. Вжик плачет маслом, но молча тянет. Нашли причину - растянувшейся цепью ГРМ расколотило наружную стенку цилиндра, причем дыра не много не мало, а 4-5 см. Попытки залепить ее холодной сваркой ни к чему не привели. Доливаю масла, наматываю пакет на ногу и потихоньку еду. "Коренной ты мой, выручай же брат...", чуть-чуть осталось... Толи выпитый кумыс, толи близость родной Алма-Аты на Вадика подействовали страшно - 80 км/ч, 100... 120... "Ээээй! ты куда!". Еле-еле поспеваю за ним. А чего ж мы тогда всю дорогу 60-70 ползли, если ты вона как шустро умеешь? А-а-а, кумыса не было... Алма-Ата. Игорь встречает на въезде, проводит домой. Вадик уехал к своим знакомым/родственникам, я же отмываюсь и привожу себя в человеческо-русский вид. Началась эпопея с ремонтом. Эх, все-таки есть большой плюс в русской технике - уж если она сломалась, то починить ее проблем нет, а где тут найти запчасти на эту "япономать"... Снимаю цилиндр, пытаюсь найти толкового сварщика, чтоб заварил. Это оказалось не просто: один взялся, поварил, отказался (трескается), другой - тоже самое. В конце концов, в каком-то навороченном автосервисе завариваю. Паренек, взявшийся за это дело раз 10 варил, стачивал, рассверливал и опять варил. Ну что ж, первое дело сделали, теперь надо разбираться с цепью. Пишу в Питер, типа высылайте (там уже давно лежит новая моя цепь), а в ответ: "Саммит! Самолеты не летают, посылки не отправляются"... Вот уж блокада Ленинграда, однако! Весь мотомир Алма-Аты поднят на уши на тему сыска цепи. Нашли бэушную. Вроде ничего, не сильно выношена. Переклепали под нужное 51 звено, но все же получилась длиннее моей. По аналогии с обычной цепью выкинула одно звено - теперь короткая. Однако с помощью подручного инструмента и 4-х рук она была водружена на место. Риски все идеально четко совпадают, но Вжик не заводится хоть тресни. Что только не делали, но мотор никак не оживал. Риски ГРМ совпадают, компрессия есть, бензин/искра естественно тоже, но работать не хочет и все тут. По-старинке налили бензина в цилиндр - мотор заревел. И самое интересное, что после этого стал заводиться абсолютно спокойно. Покаталась чуток по городу - какой-то звучок не дает покоя, хотя ребята утверждают, что мотор работает нормально. Надо проверить под нагрузкой, а, значит, в горах. Собрались с Иришкой, сестрой Игоря, подняться на Чимбулак (горнолыжный курорт). Утром весело посмеялись над гороскопом, предсказавшим мне, что "эту поездку вы запомните надолго" и рванули вверх. По маленьким узким улочкам частного сектора выбираемся из города. На самом выезде догоняет гаишник и заставляет остановиться. - Чего нарушаете? Двойную сплошную пересекаете? - Извини, но если я поеду по знаку, то в жизнь больше из твоего города не выберусь. Повесь указатели куда ехать, а потом штрафуй! Прочитав внимательно волшебную бумажку гаишник добавил: - Там, у Медеу, асфальт кладут, битум, скользко, аккуратно проедь. И больше не нарушай, хорошо? Даже не спросив права и доки, гаишник уехал по своим делам, а мы с Иришкой, ошарашенной такой встречей, поехали дальше. Кстати обычно, здесь за двойную сплошную сразу отбирают права и мот на штрафстоянку. Экопост прошли спокойно, но вот дальше стоит кордон. Казахи очень "умно" ремонтируют дороги: сегодня мы кладем асфальт, и сегодня по этой дороге никто не ездит. Это ни как у нас, там полдороги закрыть и пропускать по очереди, нет, сегодня мы работаем, и не мешаете нам! "Гагарин" сработал даже лучше, чем я могла представить: мало того, что нас пропустили на глазах у изумленных водителей, так гаишник еще и честь нам отдал! Вот что делают "космонавты" с казахскими гаишниками! Медеу. Огромное спортивное сооружение, некогда гордость всего СССР, высокогорный каток на котором был поставлен не один мировой рекорд. Забираемся выше на Чимбулак. Горнолыжные трассы пестрят цветами. Прокатились на канатке. На верху второй очереди встретит Андрей Нестеров, напоил чаем и очень советовал прогуляться дальше наверх (третья очередь пострадала от лавины и не работала). А нам что... нам и сами туда хочется! Склон зарос диким луком и фиалками. Все туристы в основном колготятся у самой канатки, сюда же редко кто заходит. С перевала обалденный вид! В одну сторону - ущелье и заснеженные горы, в другую - Алма-Ата, прячущаяся то ли в смоге, то ли в тумане. По тропинке пошли дальше. Ручеек, поящий маленькое озерцо, наледи, камни, поросшие всевозможными цветами, небольшие кучки эдельвейсов... Забрались на небольшую, но вершинку, посидели у тура, свесив ноги в пропасть. "Горы спят, вдыхая облака...". Красотища! Вжик снова потерял компрессию в горах... Эх, не нравится ему равнина. Издав какой-то нехороший "бздынннь" двигатель замолчал. Накатом спускаемся в город. Да уж, эту поездку я запомню надолго... От перетяга цепи лопнула верхняя шестерня распредвала, и... впускные клапана встретились с поршнем. Это, пожалуй, похуже, чем дыра в цилиндре. Вторая серия ремонта. С головкой цилиндра под мышкой осваиваю новый транспорт - велосипед. На ремонтном заводе отказались ровнять клапана, типа сделать новые можем, а ровнять старые - нет. Сосватали меня в СТО, но там не оказалось токарного станка... в трамвайный парк - "не можем" говорят... В конечном итоге, оказываюсь в гараже скорой помощи. "Ну вот тебе токарный станок, ровняй, а нам некогда...". Что ж, это лучше чем ничего, но как? Какими-то подручными железяками рассухариваю и достаю клапана, но ровнять-то как? Из далека я, конечно, видела токарный станок, но в близи... Наверное, мне слишком сильно хотелось поехать дальше и тарелки клапанов все же пришли в боле менее ровное состояние. Снова подняли всю мотобратию Алма-Аты на сыск какой-нибудь шестерни и еще одной цепи, и вот закручиваю последние гайки. Вжик радостно завелся, хотя "нехороший" звучок от растянутой цепи (все-таки б/у оно и в Казахстане б\у) так и не ушел. Прокат по городу не уменьшил, но и не усилил звука. Ну что ж, место проверки определено - горы! Рано утром начинаем подъем к леднику Туюк-Су. У подножья ледника стоит гляциологическая станция (ледник изучают) и сегодня же туда идет Газ-66 с провизией для станции и гляциологами на борту. Проскочили Медеу и Чимбулак. Асфальт словно обрезали - дальше либо пешком, либо на шишиге, ну, или на моте. Круто начинается подъем, полотно "дороги" промыто стекающими ручейками, обнажив валуны. На первом же повороте Игорюха заваливается, налетев на камень, а я только-только успеваю остановиться, чтоб не влететь в него. Только мот останавливается, тут же начинаю валиться назад, ибо уклон такой, что тормоза еле удерживают. Надо сказать, что навалялись на подъеме мы от души... Вскоре догоняем Шишигу с гляциологами - даже этот вездеход часто останавливается "остывать". Самое сложное тронуться с места. Чтобы Игорь завелся (у него нет кнопки-заводилки) надо держать переднее колесо, иначе оно просто отрывается от земли. Да и с кнопкой не намного легче - попробуйте обеими ногами крепко стоять на земле, в это же время держать оба тормоза, нажимать кнопку стартера, поддавая газу (это только, чтоб завести), а потом воткнуть передачу и выжать сцепление, причем тормоза отпускать нельзя, впрочем, как и отрывать ноги от земли. Акробатический трюк? Нет, всего лишь возможность продолжить движение. Даже если это все удается не факт, что мот сдвинется с места, ибо сыпучие камни гораздо легче вылетают из под колес, чем пропускают вверх, а если чуть больше дашь газу, можно и назад опрокинуться. "Мы рубим ступени, ни шагу назад, и от напряженья колени дрожат...". Проходим "бастионы" - дорога вырублена по склону, с одной стороны - пропасть, с другой - неприступные скалы-бастионы. Посади туда пару автоматчиков, по этой дороге больше никто не пройдет и не проползет. Это, наверное, самый тяжелый участок подъема. Уклон еще круче, камни еще больше... Переднее колесо скачет с камня на камень, иногда вообще отрываясь от земли. Какой-то мототриал начинается... Завалюсь, подниму мот, отдышусь и снова вверх. "Сердце готово к вершине бежать из груди...". Глядя на эти горы, закутанные как младенцы в одеяла ледников, словно открывается второе дыхание, откуда-то появляются силы, ручка поворачивается и мы несемся вверх. Ну вот последний подъем и станция: несколько домиков, спрятанных в горах, у подножья ледника. Вот тут-то понимаю, на сколько устала... Да еще и горная болезнь снова начинается... Посидели, перекусили. Руки дрожат от усталости, ложкой в рот не попасть… Гляциологи пошли поднимать на ледник рейки (это такие 4-х метровые палки которые забуривают в ледник и изучают скорость стаивания), мы же с Игорем попытались проехать, но уперлись в обвал дороги, посему тоже спешились, и понесли рейки наверх. Высота хорошо ощущается, началась одышка. Интересное место - ледник. Вначале - лед вперемежку с камнями, затем чистый голубой лед, покрытый слоем воды, чуть выше появляются интересные ледяные столбики с дырочками внутри (стенки тонкие, но наступаешь - не проваливаются), следом - зона трещин, уходящих в недра ледника, наконец, пушистый и глубокий снег... Яркое и очень близкое солнце слепит, но не греет. Вот уже совсем близко те бесконечно "далекие" шапки гор, с надувами снега, готовыми сорваться в любую минуту. Завораживающая красотища!.. Спуск - это как всегда тяжелее и страшнее подъема. Игорюхе хоть как-то хватает веса, чтоб загрузить заднее колесо, у меня же оно постоянно идет юзом. Про задний тормоз можно просто забыть, если не хочешь катиться вниз боком, передний же, коль чуть передавишь - тут же блокирует колесо. Валуны, промоины... Да еще и горнячка не отпускает - голова раскалывается на миллион кусочков. Вот она, плата за "белое безмолвие"... Но даже сомнений нет, что стоило подниматься! Только потом мне раскрыли секрет борьбы с горной болезнью: быстро поднялся - выпей 50 гр, чтоб сосуды расширились и легче проходила "акклиматизация", резко спустился - 50 гр, чтоб быстрее привыкнуть к равнине.
|