За два моря к океану или "космический поход" Поход в среднюю Азию. Июнь - август 2006 года
|
Что ж, на этот раз Вжик спустился своим ходом, не забыв на верху компрессию, а значит есть шанс добраться до России, а там уж наконец поставить новую цепь (прорвут же блокаду Ленинграда!). Да и сколько можно сидеть в Алма-Ате! 2 недели она никак не отпускает... Выхожу рано, по холодку. Бесконечные выглаженные степи убаюкивают, да и дорога, как колыбель, чуть вверх, чуть вниз. Где-то ловлю шпиона - он безжалостно прокалывает колесо. Снимаю, клею, ставлю и дальше на Усть-Каменогорск (по-местному Усть-Кан). Звук, издаваемый мотором, все больше настораживает: что-то не так... Останавливаюсь: движок не перегрет, масла - полный щуп, но что-то не так... Еще чуток проехала, снова проверяю масло и снова полный щуп. Ничего не понимаю и только одна мысль вертится в голове: только бы до России дотянуть. Грохочет явно не цепь, не клапана, не поршень с коленвалом, и что странно - движок не греется, но идет не так, как надо. Усть-Каменогорск прохожу ходом. Никакого настроения выискивать, среди заводов и шахт, остатки крепости нет. Стали попадаться деревья - еще не наши, но как же они радуют взгляд! Усть-Каменогорск - столица Восточного Казахстана. Основан в 1720 году по приказу Петpа I военной экспедицией под командованием майора Ивана Михайловича Лихаpева в ряду крепостей Казачьей линии для защиты границ русских владений. Со временем крепость утратила свое военное значение и пpевpатилась в центр торговли. Здесь готовились экспедиции для изучения и освоения Алтая. О самом интересном памятнике истории - Усть-Каменогоpской крепости сегодня уже почти ничего не напоминает, если не считать фрагменты земляного вала со рвами длиной около 600 метров с частично сохранившейся конфигурацией бастиона южной части крепости, выходящего к правому берегу реки Иртыш, а единственной уцелевшей его постройкой является здание бывшей Троицкой церкви. Город расположен в Семипалатинской области, местах, где в свое время проводились ядерные испытания. Этот полигон - наиболее известное место в Казахстане. Автопилот перед самой границей что-то не туда завел, вероятно предчувствуя "злых" таможенников, но "язык до Киева доведет" и вот я уже перед заставой. Казахская таможня, аки орлиное гнездо, поселилась на вершине сопки. Подходит таможенник: "Дай прокатиться!". Получив отказ, да еще и выпытав, что еду с Киргизии и Узбекистана: - Значит так, вот тебе место, снимай и раскладывай все сумки, сейчас мотоцикл разбирать будем! - Разбирайте, только сами. Может заодно и почините... "Шутить не могите с князьями..." - перетрясли каждый свитерок, простучал раму, заглянул в бак (как будто там можно что-то увидеть), "проверил" все карманы и даже заставил расстегнуть пояс черепахи. Ну нету ничего! Только вот не пойму, коль так тщательно рыскаете в поисках наркотиков, дык хоть собаку себе заведите, всяк лучше будет. Ведь если захочу, по любому найду место, где спрятать... "А я в Россию, домой хочу...". Нашу таможню прохожу очень быстро. Таможенники словно чувствуют, что я рвусь на Родину - шутят и не задерживают. Вот поднят последний шлагбаум, здравствуй, Россия! Но радость от попадания на Родину длилась не долго... 500 метров и двигатель замолчал... Что ж, правильно формулируйте технические задания: вы просили Россию - получите. Не спеша, снимаю бак, крышку головки... "Я уж решил: миновала беда, и удалось отвертеться, но...". Если "это" и подлежит ремонту, то не скоро: маслонасос перестал качать со всеми вытекающими, т.е. полностью "умер" весь ГРМ. "Из колоды моей утащили туза, да такого туза, без которого смерть...". Почему это произошло, разобралась только в потом, в Барнауле. Кто ж знал, что эти японцы в собачили не один, не два, а три (!) масляных фильтра (кстати, второй я нашла еще в Алма-Ате, а вот третий...третий они спрятали так, что обнаружила его только после снятия движка с рамы). Так вот наколоченной с цилиндра стружкой забило подлый третий фильтр и... масляный щуп полный, а по системе оно не крутится... Но Хонда осталась Хондой - 600 (!) верст без масла и поршень не прихватило! Второй раз за это лето меня подводит отсутствие штатной сигнализации давления масла. Возвращаюсь к таможне. Два бесконечно долгих дня ожидания хоть какой-нибудь грузовой машины. Интересно здесь работает связь - на одной обочине не принимает, на другой - получаешь sms-ки, а отправить их можно только с центра таможни. По началу не пускали за шлагбаум, но к вечеру я уже свободно разгуливала по таможне, а ночью "часовой" на воротах на пару часов пустил подремать, обещав разбудить, коль пойдет машина. Но машин нет. Прошла одна московская фура, но водитель не взял: "ты меня ограбишь, а может и убьешь...". Вот так, вор и убийца в обнимку с мотом сижу дальше. К вечеру пошел КаМАЗ, груженый 22 тоннами водки. Таможенникам я, похоже, совсем надоела и они сами меня "сосватали". Водитель, не смотря на пломбу, взял. Мот поехал в бомболюке под водкой. "Эх, знал бы, что мотоциклы возить буду, пониже бы приварил...". Малой скоростью двинули к Барнаулу. В кабине 5 ящиков водки "на откуп", на каждом посту она "убывает". - А что, мне 2 дня идти и 5-7 ящиков дают. Куда девать? Когда жарко, ноги ей моем, мягче, чем водой получается... Видимо "на верху" тоже большое уважение к Гагарину и "там" решили, что не гоже так завершать поход (Гагарин не простит). Все же "как вы яхту назовете так она и поплывет...". В Барнауле стали вершиться чудеса одно за другим. Во-первых, автостоп в обнимку с мотоциклом дело не благодарное и даже барнаульским гаишникам не удалось меня "сосватать" в какую-нибудь машину до Новосиба; во-вторых, всего лишь через полдня, проведенных на паребрике поста ГАИ под моросящим дождем и я "телепортируюсь" в мотоцент Барнаула; в-третьих, минут через 5 после удачной моей телепортации, с Алтая возвращается Андрей (Ежик), которому известно про то... не поверите... где можно найти аналогичный движок; в-четвертых, хозяин "битой" Baja мало того, что оказался в городе, но еще и согласился отдать мот за те деньги, которые у меня были; в пятых... Может я и родилась в рубашке, но все это случилось за считанные часы. Спасибо всем кто мне помог… И Андрею (Ежику), и Лене с тов. Суховым, Саше Ward`у… Что бы я без вас делала! Итак, операция по пересадке "сердца" прошла успешно и через три дня из двух "мертвых" мотоциклов собран один работающий. Не терпится скорее поехать и поехать нормально, ибо этот почти 3-х недельный перманентный ремонт порядком надоел. Из-за потерянного времени Тыву оставим на следующий раз (еще один "долг" и еще один повод приехать сюда еще раз).500 км не крюк для "бешенного" туриста - поворачиваю на Телецкое озеро. Знакомый Чуйский Тракт ласково ложится под колеса, мотор тихонько урчит, я же жадно вдыхаю русский воздух и наслаждаюсь "нашими" березками. Все же, как они красивы! Вот уже и Катунь зашумела, забурлила у самой дороги, вот уже и горы "включили"... В Горно-Алтайск въезжаю с закатом. Впереди еще 180 км по горным серпантинам - ночной этап. Но чтобы жизнь медом не казалась, небеса разразились грозой. Темнота разрывается молниями, сверкающими со всех сторон и, почему-то параллельно земле, и тонущих в потоках дождя... Актыбаш. Не смотря на ночь и дождь, туристический поселок не спит. Но вот незадача... Договорились, что приеду - позвоню ребятам, ан нет сотовой связи. Нет совсем и полностью... Понимаю, что ночью я здесь никого не найду, бросаю палатку и, закутавшись в сухой и теплый спальник, проваливаюсь в сон. Озеро Телецкое - самое большое озеро Алтая. Его название происходит от алтайского племени телеутов, а по-алтайски называется Алтын-Коль, что означает "золотое озеро". По старой легенде, в давние времена на Алтае был голод. Один алтаец имел большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, так и не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, "богатый" бедняк бросил свой слиток в озеро и сам погиб в его волнах. С тех пор на языке алтайцев озеро называется Алтын-Коль - "золотое озеро". Озеро расположено на высоте 436 м над уровнем моря, его окружают высокие горные хребты, в т.ч. Корбу (2059 м) и Алтын-Ту. Телецкое озеро входит в число 15 глубочайших озер мира. Утро. Палатку поставила вчера в изумительном месте на самом берегу Телецкого озера. Тучи обходят нас стороной; то и дело, поднимая небольшую волну, мимо проносится моторка. Туристов сюда приезжает много, кто живет в палаточном городке на бывшей вертолетной площадке, кто рассасывается по берегам Бии, кто расселяется по домикам и комнатам. Поднимаю на уши пол Актыбаша на тему сыска двух мотоциклистов. Все в один голос говорят: "Вчера видели, но куда делись - не знаем". Это как искать иголку в стоге сена. В конце концов, поняв, что поиски тщетны, еще раз взглянув на дремлющее озеро, беру курс на Новосиб. Как, однако, красива и приятна горная дорожка, когда едешь под ласковыми лучиками солнца. К Новосибирску подъезжаю, как положено, ночью. Не первый раз уж в этих краях, но еще ни разу не удалось въехать в город посветлу. В потемках (уличные фонари в 12 ночи выключают, эдак "комендантский час" и всем спать) добираюсь до речного вокзала, где встречает новосибирская мотоячейка. Дальше помню смутно, но было хорошо :) ... На Томск идем вдвоем с Толей (Злым). Погода не летная, дождь хлещет как из ведра, да и не жарко. Но как же я соскучилась по нашим лесам! Мокрый запах "нашего" леса наполняет легкие и настроение, словно на лифте, взмывает вверх. Томск. Ох, как я люблю этот город! Профессор встретил на подъезде и намекнул, что ждет баня. Что еще надо мокрому и замерзшему мототуристу окромя хорошей бани! Сидя на границе у меня четко сформулировались 3 заветных желания: напиться, выспаться и помыться. Первые два исполнились еще в Новосибирске, а вот третье... До утра, пока хозяйка дома, вставшая на работу, не разогнала нас по койкам, разговаривали, пили пиво, и я старательно отогревала косточки в бане. Как все-таки здорово, что можно вот так приехать к черту на кулички, встретить друзей, выпить с ними "за встречу"... Практически весь следующий день катались с Профессором по городу, устраняли недоделанные в Барнауле "косяки": поведенный при спусках с гор тормозной диск, под который в Новосибе подложили шайбочки из пивной банки, дабы уменьшить биения, выровняли, нашли тросик спидометра, взамен порванного. Наконец-то я увидела Томск во всей его красе. Вот уж действительно "на высоком берегу Томи...". Томск, один из старейших городов Сибири, был основан в 1604 году. В XVII веке он играл большую роль в обороне русских земель от вторжений степных кочевников. В переводе с кетского Тоом (в сегодняшнем звучании Томь, было и другое - Тома) - означает "река". Другой перевод слова "тоом" - "темный". За несколько месяцев на одном из удобных для обороны холмов двести казаков возвели стену из заостренных кверху бревен - острог и деревянную изгородь из 53 двухэтажных срубов - городен, меж которых строили сьезжую избу, воеводские хоромы, сторожевые башни. В 1804 году образовалась Томская губерния, в которую вошли немалая часть Западной и Центральной Сибири, Алтай, кузнецкие земли и земли северных казахов. В двадцатых годах позапрошлого столетия в верховьях Ушайки были найдены россыпи и самородки золота. Томск охватила золотая лихорадка. Спешно создавались промышленные артели. Возник первый в Сибири общественный банк. Город ямщиков и торговцев буквально за несколько лет превратился в "сибирский Сан-Франциско" - столицу золотопромышленников и губернских чиновников. Прокатились по старому городу, по современному. Все вперемежку: новостройки, между ними исторические дома, тут же и "деревня Томск" с покосившимися заборами и болтающимися на одной петле воротами, и опять новостройки. "Из нашего казино так просто не уходят..." - если уж попал в "засаду" - дык это на долго. Но "уважительная" причина - паром - выдергивает меня из гостеприимного города. Плата за быстрый отъезд (раньше чем через неделю от сюда не отпускают) - привязанный на мот мешок огурцов, эдак "северные бананы". Приличная бетонка ведет дальше на север, но вскоре заканчивается. Пошел глинистый грейдер и, по закону подлости, тут же лупонул дождь. Скользко, но управляемость теряется не до конца (хорошо однако, на эндуре ездить, все ей не почем!). Дорога пустая и после "гостеприимного" Томска очень хочется спать.
|